«Золотой век» Дмитрия Шостаковича

  • 20 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
История создания балета «Золотой век» уходит своими корнями в далекие 1920-е годы, когда вечная классика казалась давно отжившей и чуждой новой пролетарской культуре, новому человеку эпохи построения социализма. Впрочем, как говорил один из персонажей пьесы Николая Эрдман «Самоубийца», «при социализме и человека не будет, а будут массы, массы и массы. Огромная масса масс». Но ведь массам тоже нужны зрелища. Для их пользы, для массового зрителя в 1929 году в Ленинграде и был объявлен конкурс на либретто нового советского балета на злобу дня. НЭП — новая экономическая политика — закончилась, начиналась индустриализация. Эпоха первых пятилеток и классового подхода к искусству, будь то балет, опера или кино. Победителем конкурса на современное либретто стал кинорежиссёр Александр Ивановский (в будущем он снимет кинокартину «Музыкальная история» с Сергеем Лемешевым в главной роли). Ивановский написал сценарий к балету под мудреным названием, придуманным от слова «Динамо», так называлось спортивное общество: «Динамиада». Звучит как «Дьяволиада»…
«Золотой век» Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович должен был написать на этот литературный мотив балет, с чем успешно справился, воплотив в музыке непримиримую борьбу двух полярных экономических систем: капитализма и социализма. Получился почти спортивно-акробатический спектакль с пантомимой, эстрадными танцами и пародией на классический балет. Но почему «Золотой век»? Так называется не только сам балет Шостаковича, но и промышленная выставка в капиталистической стране, гостями которой становятся футболисты из страны Советов. Непросто советским людям: реакционные враги социализма строят зловредные козни. Но все кончается хорошо, благодаря местному рабочему классу. А вот судьба балета не была столь радужной. После премьеры в 1930 году он был надолго исключён из репертуара советских театров как формалистический. Лишь в 1982 году «Золотой век» был вновь поставлен в Большом театре Юрием Григоровичем.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.