И зимой, и летом: «Времена года» Александра Глазунова

10 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Приходилось ли Вам смотреть балет, героями которого являются времена года? Зима и Весна, Лето и Осень, а также всевозможные природные осадки? Именно такой балет на музыку Александра Глазунова и был показан в феврале 1900 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. А назывался спектакль, что вполне очевидно, «Времена года». Автором либретто и режиссёром-постановщиком выступил непревзойденный Мариус Петипа, творчество которого справедливо называют эпохой в истории русского балетного искусства.
И зимой, и летом: «Времена года» Александра Глазунова
Согласно задумке Петипа, каждая из картин была посвящена времени года. Вот на холме царица-зима, окруженная своей свитой — Инеем, Льдом, Снегом и Градом. Бушует на сцене снежная стихия. до тех пор, пока два новых персонажа — седые гномы не зажигают яркий костер. Зима уходит, освобождая место Весне с ее первоцветами. У Весны есть помощник — теплый ветер Зефир. Жаркое Лето приходит на смену Весне. Набирает силу золотой Колос ржи — еще один сказочный персонаж балета «Времена года». Появившиеся фавны и сатиры стремятся похитить Колос. Но теплый ветер Зефир изгоняет их с поля. Колос созревает — грядет время сбора урожая, спелого хлеба. Плодородный холм обвивает виноградная лоза. Пришла пора пожинать плоды. Осень — время сбора винограда. Наступил всеобщий праздник. На сцене — хоровод и танцы.
Музыку Александра Глазунова из последней картины высоко оценил Борис Асафьев: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба». Премьера балета «Времена года» прошла с шумным успехом. Особенно хвалили критики Матильду Кшесинскую — и не только потому, что это был ее бенефис. «Появление госпожи Кшесинской в виде Колоса, окруженного васильками и маками очень эффектно… Исполнение всех танцев госпожой Кшесинской можно назвать безукоризненным по их виртуозности и блеску». Балет «Времена года» пользуется заслуженной популярностью у зрителей и артистов по сей день.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.