Беллини и его «Пуритане»

  • 2 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В январе 1835 года в Париже состоялась премьера трехактной оперы Винченцо Беллини «Пуритане». Автором либретто стал Карло Пеполи, в качестве литературной основы опиравшийся на французскую пьесу Жака-Франсуа Ансело и Жозефа-Ксавьера Сантина «Круглоголовые и кавалеры». Столь странное лишь на первый взгляд название объясняется весьма просто. «Круглоголовыми» называли в эпоху Английской революции сторонников Оливера Кромвеля, боровшихся с властью короля Карла I. Революционерами были пуритане — апологеты строгой морали — из среды ремесленников. Они коротко стриглись, как говорится, «под горшок». Как и сам Кромвель. В свою очередь, их противники — кавалеры-дворяне предпочитали носить длинные волосы. В основе сюжета, как это и было свойственно операм Беллини, лежит история любви, способной преодолеть любые религиозные и политические предрассудки. А вот и герои оперы «Пуритане» — лорд Уолтер Уолтон, предводитель пуритан, его впавшая в безумие дочь Эльвира, брат лорда сэр Джордж Уолтон, а также жених Эльвиры лорд Артур Тальбот. Историческим персонажем является королева Генриетта, вдова Карла I.
Беллини и его «Пуритане»
Оперу Беллини сочинил для четырех исполнителей: сопрано, тенора, баритона и баса. В дальнейшем первые исполнители «Пуритан» не раз гастролировали вместе, в результате чего родился знаменитый «пуританский квартет». По своему громкому успеху опера «Пуритане» превзошла всё, что композитор написал доселе. А посему эту оперу приято считать одной из вершин его творчества. Публика не сдерживала эмоций. Как рассказывал сам композитор, «зрители плакали во время сцены сумасшествия Эльвиры, а, услышав дуэт басов, все в зале обезумели, весь партер поднялся с криками восторга. Дамы махали платочками, мужчины бросали в воздух шляпы. Разумеется, они заставили повторить дуэт — получасового антракта не хватило публике, чтобы прийти в себя». В дальнейшем спектакль шел с неизменными аншлагами. К сожалению, опера «Пуритане» оказалась последней для Беллини — в том же 1835-м году, в сентябре композитор скоропостижно скончался. ему было всего тридцать три года.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.