Прокофьев и Шекспир: «Ромео и Джульетта»

  • 28 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Одна из самых известных трагедий Вильяма Шекспира, местом действия которой автор выбрал итальянскую Верону, рассказывает о несчастной любви юноши и девушки из враждующих семей Монтекки и Капулетти. Создание пьесы относится к концу 16 столетия. Вот уже более четырех веков описанная Шекспиром история не дает покоя режиссёрам театра и кино, артистам, художникам, композиторам, переводчикам, искусствоведам. На её сюжет написано и немало музыкальных произведений. В том числе оперы Винченцо Беллини и Шарля Гуно, драматическая симфония Гектора Берлиоза, увертюра-фантазия Петра Чайковского и балет Сергея Прокофьева. Выбирая из нескольких литературных сюжетов (среди которых была даже легенда о Тристане и Изольде), Сергей Сергеевич остановился именно на трагедии Шекспира. Первоначально композитор планировал создать этот балет для Кировского театра в Ленинграде (ныне Мариинского). Однако судьба сложилась так, что в итоге договор на первую постановку был заключен с московским Большим театром в 1935 году. Но в итоге премьера прошла совсем в другой стране — на сцене Национального театра чехословацкого города Брно в 1938 году.
Прокофьев и Шекспир: «Ромео и Джульетта»
А сочинял музыку Прокофьев непосредственно в доме отдыха Поленово. Либретто создавалось в муках. Сам Прокофьев, а также режиссёр Сергей Радлов и драматург Адриан Пиотровский задумали изменить трагический финал, завершив балет счастливым концом. Но позже они вернулись к подлинной литературной основе. Времена стояли на дворе непростые. И неслучайно, что балет так и не был поставлен в Большом театре в 1935 году. Инициативу перехватил Кировский театр, здесь над будущим балетом с конца 1938 года стал работать Леонид Лавровский, который внес в либретто существенные изменения, создав по сути новую музыкально-драматургическую канву спектакля. В январе 1940 года в Ленинграде состоялась премьера, главные партии танцевали Галина Уланова и Константин Сергеев. Постановка стала канонической. А выдающийся балетмейстер Леонид Лавровский с тех пор по праву считается одним из авторов либретто балета «Ромео и Джульетта».

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».