Лирическая, но все же трагедия: «Анна Болейн» Доницетти
25 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1536 году в лондонском Тауэре была казнена обвиненная в измене Анна Болейн, вторая супруга английского короля Генриха VIII Тюдора. С собой на эшафот приговоренная принесла молитвенник. А два года назад британские учёные обнаружили в этом молитвеннике ранее скрытые неизвестные записи, разобрать их удалось лишь с помощью ультрафиолетового излучения. Выяснилось, что эти записи есть ничто иное как автографы родственников покойной Анны Болейн, передававших ее молитвенник как бы по наследству друг другу. Только таким образом этот интереснейший документ эпохи и сохранился. Попади молитвенник в чужие руки и, возможно, он не дошел бы до нашего времени. Ибо весьма долго образ Анны Болейн трактовался в различного рода источниках как исключительно негативный. Так захотел чрезмерно любвеобильный король Генрих VIII. Его неслучайно прозвали «Синей бородой»: монарх несправедливо обвинил свою вторую супругу в неверности ради женитьбы на другой женщине.
Реабилитации невинно осужденной Анны Болейн во многом способствовал итальянский композитор Гаэтано Доницетти, сочинивший в 1830 году одноименную оперу в трех актах. Автором либретто выступил Феличе Романи. Известный либреттист опирался на несколько драматических произведений, среди которых называют драматические произведения Алессандро Пеполи, Мари Жозефа Шенье и Ипполито Пиндемонте. Впрочем, этих пьес могло быть и больше — трагическая история жизни и гибели Анны Болейн стала литературным мотивом для многих сочинителей, начиная с восемнадцатого века. Премьера оперы Доницетти «Анна Болейн» прошла в декабре 1830 года в Милане в театре Каркано. Успех был ошеломительный. Михаил Иванович Глинка, побывавший на спектакле, пришел в полный восторг. А разве похвала коллеги по творческому цеху не есть наивысшая и самая объективная оценка созданного произведения? После премьеры опера триумфально шла на лучших сценах мира — в Париже и Вене, и конечно в Лондоне, где Анна Болейн и была казнена. После некоторого забвения, в 20 веке интерес к опере возродился. Среди лучших исполнительниц партии Анны Болейн — Мария Каллас, Рената Скотто, Джоан Сазерленд.