Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка
22 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ах, мое жалованье, мое жалованье! Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, — все, все довольны. Не повезло только мне». Кто этак так переживает? Ну конечно это Сганарель, плачущий не по поводу преждевременной смерти своего господина Дон Жуана, а из-за жалованья, которое ему не удалось вовремя получить. Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»). Роль Сганареля исполнял сам автор — Мольер, создавший эту комедию нравов. Да, именно в таком жанре была написана пьеса, несмотря на печальный конец. Драматург предлагал посмеяться над моралью современного ему дворянского общества. Сатира оказалась довольно едкой — в том числе и по этой причине вскоре спектакль сошел со сцены, лишь после смерти Мольера пьесу вновь поставили.
Не увидел Мольер и балет-пантомиму по мотивам комедии, музыку к которой почти век спустя написал Кристоф Виллибальд Глюк на либретто итальянского поэта Раньери де Кальцабиджи. Впервые балет представили в Вене, в Придворном театре в октябре 1761 года. Балетмейстером выступил Гаспаро Анджолини. На сцену вышли все те же действующие лица — Дон Жуан, Командор, его статуя и дочь Эльвира. Наиболее эффектно было поставлено третье действие балета. Дон Жуан, приняв приглашение Командора прийти на его могилу, оказывается на кладбище. Здесь и стоит статуя Командора. Ожившее изваяние Командора крепко жмет руку Дон Жуана, призывая его раскаяться. Тут и происходит сущее светопредставление: из недр разверзшейся земли возникает огонь, на сцене появляются фурии. Цепями они сковывают охваченного страхом Дон Жуана, которому суждено погибнуть… Таков финал балета. А сотрудничество либреттиста и композитора продолжилось, но в ином жанре: Кальцабиджи написал либретто к опере Глюка «Орфей и Эвридика»