«Золотой век» Дмитрия Шостаковича

  • 22 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
История создания балета «Золотой век» уходит своими корнями в далекие 1920-е годы, когда вечная классика казалась давно отжившей и чуждой новой пролетарской культуре, новому человеку эпохи построения социализма. Впрочем, как говорил один из персонажей пьесы Николая Эрдман «Самоубийца», «при социализме и человека не будет, а будут массы, массы и массы. Огромная масса масс». Но ведь массам тоже нужны зрелища. Для их пользы, для массового зрителя в 1929 году в Ленинграде и был объявлен конкурс на либретто нового советского балета на злобу дня. НЭП — новая экономическая политика — закончилась, начиналась индустриализация. Эпоха первых пятилеток и классового подхода к искусству, будь то балет, опера или кино. Победителем конкурса на современное либретто стал кинорежиссёр Александр Ивановский (в будущем он снимет кинокартину «Музыкальная история» с Сергеем Лемешевым в главной роли). Ивановский написал сценарий к балету под мудреным названием, придуманным от слова «Динамо», так называлось спортивное общество: «Динамиада». Звучит как «Дьяволиада»…
«Золотой век» Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович должен был написать на этот литературный мотив балет, с чем успешно справился, воплотив в музыке непримиримую борьбу двух полярных экономических систем: капитализма и социализма. Получился почти спортивно-акробатический спектакль с пантомимой, эстрадными танцами и пародией на классический балет. Но почему «Золотой век»? Так называется не только сам балет Шостаковича, но и промышленная выставка в капиталистической стране, гостями которой становятся футболисты из страны Советов. Непросто советским людям: реакционные враги социализма строят зловредные козни. Но все кончается хорошо, благодаря местному рабочему классу. А вот судьба балета не была столь радужной. После премьеры в 1930 году он был надолго исключён из репертуара советских театров как формалистический. Лишь в 1982 году «Золотой век» был вновь поставлен в Большом театре Юрием Григоровичем.

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».