Великие мытарства «Великой дружбы»

  • 20 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В ноябре 1947 года в Большом театре состоялась долгожданная премьера — опера «Великая дружба» в постановке Бориса Покровского и декорациях Фёдора Федоровского, дирижировал Александр Мелик-Пашаев. Но не прошло и года, как опера была признана вредной, а ее либретто — искажающим историю. В постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере „Великая дружба“ Вано Мурадели» от 10 февраля 1948 года, опубликованном в газете «Правда», говорилось, что «Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918—20 гг.». Раздражение оперой достигло такого предела, что вместе с Мурадели пострадали и другие композиторы — Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский, хотя они никакого отношения к «Великой дружбе» не имели. Произошел разгром советской музыки — по-другому это никак не назвать, все лучшее в которой было названо «формализмом, ведущим на деле к ликвидации музыки». То есть всё было поставлено с ног на голову. «Какую музыку я мог бы написать, если бы не эти стервецы!», — говорил много лет спустя Арам Хачатурян об авторах постановления.
Великие мытарства «Великой дружбы»
Фамилия Вано Мурадели до сих пор на слуху, а вот кто был автором либретто этой злополучной оперы? Успешный советский драматург Георгий Мдивани, также обвинённый в создании «порочного антихудожественного произведения». Хотя соавторов у него было много, ибо поправки в текст вносились тут же, в театральном зале во время репетиций. Непросто было Мдивани: сначала главным героем оперы (в первом варианте она называлась «Чрезвычайный комиссар») был Серго Орджоникидзе. Но затем прототипом выбрали Сергея Кирова. «Всё делалось на ходу. Было, наверное, пять или шесть сдач спектакля, и каждый раз его возвращали на доработку», — вспоминал Кирилл Кондрашин. Короче говоря, не либретто, а лоскутное одеяло. И кто бы мог подумать, что семьдесят пять лет спустя оперу «Великая дружба» вновь поставят. Произошло это осенью 2023 года в Бурятском театре оперы и балета.

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».