«Ярославна» — забытый балет на тему русского эпоса

  • 17 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В июне 1974 года в ленинградском Малом театре оперы и балета состоялась премьера. Свет рампы увидел балет «Ярославна» на музыку Бориса Тищенко, представленный как хореографические размышления в 3 актах. Балетмейстером, художником и либреттистом выступил Олег Виноградов. Режиссёра пригласили из Москвы — им стал Юрий Любимов, привнёсший неповторимую стилистику Театра на Таганке в новый и интересный спектакль. А вот и герои балета — Игорь, князь Новгород-Северский; Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская; Владимир, сын Игоря; Святослав Великий, князь Киевский. Кончак, хан Половецкий. Все эти действующие лица нам хорошо известны еще по знаменитой опере Александра Бородина «Князь Игорь», литературным мотивом для которой послужил русский национальный эпос — «Слово о полку Игореве». Но то был совершенно иной музыкальный жанр. Теперь же персонажи «Слова» предстали на сцене в хореографической постановке. Неоценимую помощь в подготовке к работе оказал и академик Дмитрий Лихачев, признанный специалист по изучению древнерусской литературы.
«Ярославна» — забытый балет на тему русского эпоса
Олег Виноградов, посвятив работе над балетом «Ярославна» более пяти лет, создал несколько вариантов либретто, придя к мнению, что «спектакль привычными средствами с классической лексикой решен быть не может». Героиней балета (в отличие от оперы) стала Ярославна. «Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства», — так рассказывал балетмейстер. Высокую оценку дал балету «Ярославна» учитель Бориса Тищенко Дмитрий Шостакович, признавшийся: «Спектакль суров и трагичен, он не повторяет привычные представления о походе князя Игоря, величавость, характерную для эпической оперы Бородина. В балете главенствуют свои тона и краски». Новаторский балет «Ярославна» стал событием не только в театральной жизни Ленинграда, но и всей страны, получив высокую оценку критиков — и отечественных, и зарубежных… В настоящее время «Ярославна» идёт на сцене Пермского театра оперы и балета, но в другой постановке и с новым либретто.

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».