«Чародейка»: и конфеты, и опера!

  • 17 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Скажу про все святому я отцу, Игумену Печерскому. „Кума“ Во многом чародействе объявилась И он колдунье честь воздаст иную, чем ты, ее печальник, воздаешь. В цепях, в подвале промозглом, ее в грехах он каяться заставит, Покамест… смерть не сгложет ей костей». Так обращается к своему неверному супругу князю Никите Даниловичу Курлятеву, нижегородскому наместнику, княгиня Евпраксия Романовна. Молодая и видная женщина ревнует мужа к миловидной и бойкой хозяйке постоялого двора Настасье, прозванной «Кумой». А стоит ее двор у переправы через Оку, неподалеку от Нижнего Новгорода. Именно здесь разворачивается сюжет оперы Петра Ильича Чайковского «Чародейка», литературным мотивом к которой послужила трагедия забытого ныне драматурга Ипполита Шпажинского, увидевшая свет в 1884 году. Время действия — последняя четверть 15 века. Чародейкой называют ту самую Куму Настасью, которая своими чарами приворожила не только старого князя Курлятева, но и его сына княжича Юрия. Кончается все плохо: княгиня подсыпает яд Куме, которая умирает на руках у Юрия. В свою очередь, отец Юрия князь Курлятев в исступлении убивает сына. Вот такая жуткая история.
«Чародейка»: и конфеты, и опера!
К сочинению оперы Чайковский приступил в начале 1885 года, а премьера «Чародейки» прошла почти через два с половиной года в петербургском Мариинском театре. Это довольно долгий срок для композитора, принимавшего участие и в создании либретто вместе с автором пьесы. На первом спектакле за пультом стоял сам Чайковский, для которого центральным в опере стал образ Кумы — Чародейки. Петр Ильич трактовал эту роль следующим образом: «В глубине души этой гулящей бабы есть нравственная сила и красота, которой только негде было высказаться». Более того, Чайковский проводил параллели с известными оперными героинями Верди и Бизе, задаваясь вопросом: «Отчего вы любите роль Травиаты? Отчего вы должны любить Кармен? Оттого, что в этих образах, под грубой формой, чувствуется красота и сила». Не смотря на высокую оценку, данную современниками музыке Чайковского, в настоящее время опера «Чародейка» исполняется весьма редко.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.