Рихард Штраус сочиняет «Легенду об Иосифе»

  • 16 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Правда ли, что фамилия Штраус является одной из самых распространённых среди композиторов? Сразу вспоминается плодовитая творческая семья австрийских музыкантов Штраусов. А был еще Оскар Штраус. Но сегодня речь пойдет о Рихарде Штраусе, творчество которого принято относить к эпохе позднего немецкого романтизма. Автор симфонических поэм, камерных произведений и сочинений для оркестра, Штраус обогатил мировую музыкальную культуру и операми, самые известные из которых — «Кавалер розы» и «Ариадна на Наксосе». Они популярны и сегодня. А вот балет «Легенда об Иосифе» нечасто попадает на театральные афиши. Этот одноактный балет впервые был поставлен в 1914 году парижском театре Гранд-Опера труппой Сергея Дягилева. Режиссёром выступил Михаил Фокин, костюмы создал Леон Бакст. Что же касается либретто, то одним из его авторов явился австрийский драматург и поэт, видный представитель декадентского направления в европейской литературе Гуго фон Гофмансталь.
Рихард Штраус сочиняет «Легенду об Иосифе»
Основой либретто послужила ветхозаветная легенда о юном пастухе Иосифе, пребывающем в рабстве у египетского чиновника Потифара, аморальная супруга которого замыслила недоброе — оговорить честного и доброго Иосифа. Но коварным планам ее не суждено сбыться… В финальной сцене появившийся ангел уносит Иосиф на небеса. Печальна судьбы жены Потифара — он лишает себя жизни, затянув на шее жемчужное ожерелье. А Иосиф, сделает еще нимало хорошего людям, обладая невероятной способностью толкования снов.
Балет не стал удачей «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В том числе и по причине не вполне подходящего для хореографического спектакля либретто, в котором отсутствовала детальная проработка сценария. Так полагали критики. Не все пришли в восторг от режиссуры Фокина, не оправдали ожиданий и костюмы Бакста. Претензии нашлись и к Леониду Мясину, танцевавшему Иосифа. А музыка Рихарда Штрауса все же прекрасна, хотя сам композитор говорил о себе с иронией: «Да, вероятно, я не являюсь первосортным композитором, но зато я — первоклассный второсортный композитор!»

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».