«Золотой век» Дмитрия Шостаковича

20 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
История создания балета «Золотой век» уходит своими корнями в далекие 1920-е годы, когда вечная классика казалась давно отжившей и чуждой новой пролетарской культуре, новому человеку эпохи построения социализма. Впрочем, как говорил один из персонажей пьесы Николая Эрдман «Самоубийца», «при социализме и человека не будет, а будут массы, массы и массы. Огромная масса масс». Но ведь массам тоже нужны зрелища. Для их пользы, для массового зрителя в 1929 году в Ленинграде и был объявлен конкурс на либретто нового советского балета на злобу дня. НЭП — новая экономическая политика — закончилась, начиналась индустриализация. Эпоха первых пятилеток и классового подхода к искусству, будь то балет, опера или кино. Победителем конкурса на современное либретто стал кинорежиссёр Александр Ивановский (в будущем он снимет кинокартину «Музыкальная история» с Сергеем Лемешевым в главной роли). Ивановский написал сценарий к балету под мудреным названием, придуманным от слова «Динамо», так называлось спортивное общество: «Динамиада». Звучит как «Дьяволиада»…
«Золотой век» Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович должен был написать на этот литературный мотив балет, с чем успешно справился, воплотив в музыке непримиримую борьбу двух полярных экономических систем: капитализма и социализма. Получился почти спортивно-акробатический спектакль с пантомимой, эстрадными танцами и пародией на классический балет. Но почему «Золотой век»? Так называется не только сам балет Шостаковича, но и промышленная выставка в капиталистической стране, гостями которой становятся футболисты из страны Советов. Непросто советским людям: реакционные враги социализма строят зловредные козни. Но все кончается хорошо, благодаря местному рабочему классу. А вот судьба балета не была столь радужной. После премьеры в 1930 году он был надолго исключён из репертуара советских театров как формалистический. Лишь в 1982 году «Золотой век» был вновь поставлен в Большом театре Юрием Григоровичем.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.