«Цыганский барон» от короля оперетты Штрауса: а кто писал либретто?

  • 10 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Австрийский композитор Иоганн Штраус за свою жизнь создал почти пятьсот произведений. Больше всего вальсов — они составили треть от всех написанных им сочинений. А еще кадрили, марши, мазурки, польки… и, конечно, оперетты. Одна из которых — «Цыганский барон» была впервые представлена на театральной сцене без малого сто сорок лет назад, в 1885 года в Вене. На сцену вышли теперь уже хорошо нам знакомые персонажи оперетты — Шандор Баринкай, Людовико Карнеро, Коломан Зупан, Мирабелла, Саффи, Граф Омонай, всевозможные цыгане и другие герои. Действие оперетты разворачивается в середине XIX века в венгерской провинции. Любопытно, что композитор поначалу задумал писать… оперу. А литературным мотивом ему послужила новелла Мора Йокаи. Это классик венгерской национальной литературы. Повесть называлась «Саффи» — так звали дочь турецкого паши. Либретто написал австро-венгерский драматург Игнац Шницер. Впрочем, Штрауса можно считать его полноценным соавтором, ибо работали они вместе.
«Цыганский барон» от короля оперетты Штрауса: а кто писал либретто?
На каком этапе опера превратилась в оперетту? На этот счет есть разные мнения. Дескать, это сам Штраус в процессе работы решил не изменять раз и на всегда избранному жанру, ибо всего им написано пятнадцать оперетт. Немало! Есть и другая версия: либретист Шницер и писатель Йокаи, не предупредив композитора, заключили контракт с театром «Ан дер Вин» на будущую постановку. Название театра переводится как «Театр на реке Вена». И в ту пору он снискал славу главной сцены Европы, где ставятся оперетты. И пришлось Штраусу на ходу перестраиваться — так и вышла из-под пера «короля вальсов» новая оперетта, ставшая, наряду с «Летучей мышью», его визитной карточкой в легком жанре. Впрочем, почему лёгком? Попробуйте-ка написать оперетту, которая вот уже второй век подряд собирает полные залы. Это дело не из лёгких! Но выдающемуся композитору Иоганну Штраусу это оказалось под силу, одному из немногих. Премьера «Цыганского барона» прошла с огромным успехом. А на следующий день 25 октября 1885 года Иоганн Батист Штраус II (таково его полное имя) отмечал шестидесятилетие. Получается, что композитор сделал прекрасный подарок самому себе!

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».