Цезарь и «Дочь фараона»

  • 4 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сколько всего персонажей в балете Цезаря Пуни «Дочь фараона»? И чем отличается первая редакция балета от второй? Вопросы далеко не праздные. Ибо со дня премьеры прошло более 160 лет. Впервые «Дочь фараона» предстала во всей красе на сцене Мариинского театра в январе 1862 года. Поставил балет в трёх действиях с прологом и эпилогом Мариус Петипа. А литературным мотивом стала книга Теофиля Готье «Роман о мумии», опубликованная в 1858 году. То было время огромного интереса европейцев к Древнему Египту. Ученые из Европы охотно отправлялись на раскопки в ожидании мировых открытий и сенсаций. Этот период даже получил название «археологической лихорадки»… Фараоны, пирамиды, мумии — всем эти наполнен не только роман Готье, но и либретто балета «Дочь фараона». Помимо Мариуса Петипа в создании литературной основы спектакля принял живое участие французский драматург Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж — крупнейший либреттист всех времен и народов, если можно так выразиться. Всего ему приписывают более 70 оперных либретто, Сен-Жорж служил директором парижского театра Опера Комик.
Цезарь и «Дочь фараона»
О чем этот замечательный балет? Прежде всего, о любви. И во сне, и наяву. Действие спектакля как бы переносит зрителя из дня сегодняшнего, в эпоху давно минувшую — времена фараона Рамзеса 2-го. Современную цивилизацию представляют английские путешественники — Лорд Вильсон и его слуга Джон Буль. С их появления и начинается балет. Лорд интересуется мумиями. Вот и одна из них — мумия дочери фараона, что хранится в пирамиде в золотом саркофаге. А дальше начинается сказочный сон, в котором появляются древние воины и свита фараона, жрецы и невольники, охотники и рыбаки, рабы и даже животные — лев и обезьяна. И прочие, прочие, прочие. Заснувший разум Лорда Вильсона и его слуги рисует увлекательные картины из древнеегипетской жизни... Но вот путешественники просыпаются. Пора и честь знать. Заканчивается и спектакль. А постановка второй редакции балета «Дочь фараона» также состоялась в России, в Большом театре в 1905 году. Режиссёром выступил Александр Горский.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.