Цезарь и «Дочь фараона»

  • 4 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сколько всего персонажей в балете Цезаря Пуни «Дочь фараона»? И чем отличается первая редакция балета от второй? Вопросы далеко не праздные. Ибо со дня премьеры прошло более 160 лет. Впервые «Дочь фараона» предстала во всей красе на сцене Мариинского театра в январе 1862 года. Поставил балет в трёх действиях с прологом и эпилогом Мариус Петипа. А литературным мотивом стала книга Теофиля Готье «Роман о мумии», опубликованная в 1858 году. То было время огромного интереса европейцев к Древнему Египту. Ученые из Европы охотно отправлялись на раскопки в ожидании мировых открытий и сенсаций. Этот период даже получил название «археологической лихорадки»… Фараоны, пирамиды, мумии — всем эти наполнен не только роман Готье, но и либретто балета «Дочь фараона». Помимо Мариуса Петипа в создании литературной основы спектакля принял живое участие французский драматург Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж — крупнейший либреттист всех времен и народов, если можно так выразиться. Всего ему приписывают более 70 оперных либретто, Сен-Жорж служил директором парижского театра Опера Комик.
Цезарь и «Дочь фараона»
О чем этот замечательный балет? Прежде всего, о любви. И во сне, и наяву. Действие спектакля как бы переносит зрителя из дня сегодняшнего, в эпоху давно минувшую — времена фараона Рамзеса 2-го. Современную цивилизацию представляют английские путешественники — Лорд Вильсон и его слуга Джон Буль. С их появления и начинается балет. Лорд интересуется мумиями. Вот и одна из них — мумия дочери фараона, что хранится в пирамиде в золотом саркофаге. А дальше начинается сказочный сон, в котором появляются древние воины и свита фараона, жрецы и невольники, охотники и рыбаки, рабы и даже животные — лев и обезьяна. И прочие, прочие, прочие. Заснувший разум Лорда Вильсона и его слуги рисует увлекательные картины из древнеегипетской жизни... Но вот путешественники просыпаются. Пора и честь знать. Заканчивается и спектакль. А постановка второй редакции балета «Дочь фараона» также состоялась в России, в Большом театре в 1905 году. Режиссёром выступил Александр Горский.

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».