Леонора, она же Фиделио. Опера Бетховена
28 января 2024
«Эту оперу я не променяю на все оперы Моцарта вместе взятые!». Так говорил Михаил Глинка. Какая же опера удостоилась столь высокой оценки русского композитора? Речь идет об опере Людвига Ван Бетховена «Фиделио», ставшей единственным образцом этого жанра в его богатейшем творческом наследии. Работу над оперой композитор начал в 1803 году, несмотря на глухоту — неизлечимую болезнь, первые признаки которой стали проявляться еще за семь лет до этого. Тем не менее, недуг не отразился на творческой продуктивности Бетховена, создавшего в эту пору свои наиболее известные сочинения. По сюжету, под именем Фиделио скрывается красавица Леонора, жена заключённого в темницу Флорестана, борца с тиранией местного губернатора. Желая спасти любимого супруга, Леонора, переодевшись мужчиной, устраивается работать в тюрьму… Кончается все хорошо: муж остается в живых и выходит на свободу. Недаром «Фиделио» относили к популярному тогда жанру «оперы спасения».
Опера примечательна и тем, что Бетховен написал к ней четыре увертюры, в том числе «Леонора № 2» и «Леонора № 3». Но самое интересное, что и либреттистов четверо. Литературным мотивом оперы «Фиделио» стала драма французского писателя Жана-Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Его можно считать первым автором либретто, которое было переработано венским литератором Иозефом Зоннлейтнером. Премьера оперы в Вене в 1805 году не увенчалась успехом. И потому либретто пришлось переработать. Следующим либреттистом в 1806 году стал Стефан Брейнинг. Но не последним. Окончательная редакция либретто, устроившая Бетховена, принадлежит драматургу Георгу Трейчке. В 1814 году новая постановка «Фиделио» с измененным либретто стала ярким событием музыкальной жизни Европы. Рассуждая о своей единственной опере, Бетховен говорил: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…». Дорога эта опера великого композитора и нам.