Скрипач в балете. Рахманинов пишет «Паганини»

  • 28 января 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В июне 1939 года на сцене лондонского театра Ковент-Гарден состоялась премьера необычного балета, названного в честь великого итальянского скрипача Никколо Паганини. Авторами либретто стали Михаил Фокин и Сергей Рахманинов. Еще в 1934 году Сергей Васильевич сочинил «Рапсодию на тему Паганини», состоящую из двадцати четырех вариаций на тему легендарного двадцать четвёртого каприса Никколо Паганини. С постановкой балета это выдающееся произведение Рахманинова обрело неожиданное и новое воплощение теперь уже с использованием хореографических средств. Что само по себе было знаменательно. Ибо попытки создать балет на музыку Рахманинова предпринимались и ранее, но лишь в данном случае они увенчались успехом. Процесс создания либретто отражен в том числе и в переписке композитора с балетмейстером Михаилом Фокиным. Рахманинов первым еще в 1937 году изложил план будущего балета. А Фокин развил эту плодотворную идею, разбив балет на пять эпизодов, каждый из которых отражает определённый период в жизни Паганини. Начиная с его молодости, когда скрипачу едва исполнилось 19 лет, и до кончины на 58 году жизни.
Скрипач в балете. Рахманинов пишет «Паганини»
В либретто помимо самого гениального скрипача персонажами стали Флорентийская красавица, Божественный гений, а также вполне обычные в творческой среде качества — Ложь, Сплетня, Зависть и Клевета. Среди героев балета — скрипачи, двойники Паганини, добрые духи, дьявол и Смерть. Наполненный борьбой за право быть самим собой, полный испытаний и страданий — таким предстает перед нами тернистый путь Паганини к совершенству. Балет приняли хорошо. И возможно, что сотрудничество Фокина и Рахманинова продолжилось, если бы не уход из жизни композитора в 1943 году. В нашей стране балет «Паганини» был поставлен в Большом театре лишь в 1960 году Леонидом Лавровским. Балетмейстер рассказывал: «Я твердо решил, что в этом балете образ Паганини, воссозданный через танец, будет решаться вне всякой бутафории. Не реальная скрипка будет в его руках, он сам — Паганини — будет прекрасным инструментом». Дирижировал постановкой Евгений Светланов.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.