Скрипач в балете. Рахманинов пишет «Паганини»

  • 28 января 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В июне 1939 года на сцене лондонского театра Ковент-Гарден состоялась премьера необычного балета, названного в честь великого итальянского скрипача Никколо Паганини. Авторами либретто стали Михаил Фокин и Сергей Рахманинов. Еще в 1934 году Сергей Васильевич сочинил «Рапсодию на тему Паганини», состоящую из двадцати четырех вариаций на тему легендарного двадцать четвёртого каприса Никколо Паганини. С постановкой балета это выдающееся произведение Рахманинова обрело неожиданное и новое воплощение теперь уже с использованием хореографических средств. Что само по себе было знаменательно. Ибо попытки создать балет на музыку Рахманинова предпринимались и ранее, но лишь в данном случае они увенчались успехом. Процесс создания либретто отражен в том числе и в переписке композитора с балетмейстером Михаилом Фокиным. Рахманинов первым еще в 1937 году изложил план будущего балета. А Фокин развил эту плодотворную идею, разбив балет на пять эпизодов, каждый из которых отражает определённый период в жизни Паганини. Начиная с его молодости, когда скрипачу едва исполнилось 19 лет, и до кончины на 58 году жизни.
Скрипач в балете. Рахманинов пишет «Паганини»
В либретто помимо самого гениального скрипача персонажами стали Флорентийская красавица, Божественный гений, а также вполне обычные в творческой среде качества — Ложь, Сплетня, Зависть и Клевета. Среди героев балета — скрипачи, двойники Паганини, добрые духи, дьявол и Смерть. Наполненный борьбой за право быть самим собой, полный испытаний и страданий — таким предстает перед нами тернистый путь Паганини к совершенству. Балет приняли хорошо. И возможно, что сотрудничество Фокина и Рахманинова продолжилось, если бы не уход из жизни композитора в 1943 году. В нашей стране балет «Паганини» был поставлен в Большом театре лишь в 1960 году Леонидом Лавровским. Балетмейстер рассказывал: «Я твердо решил, что в этом балете образ Паганини, воссозданный через танец, будет решаться вне всякой бутафории. Не реальная скрипка будет в его руках, он сам — Паганини — будет прекрасным инструментом». Дирижировал постановкой Евгений Светланов.

Последние выпуски программы

Опера с огоньком. «Снегурочка» Римского-Корсакова

«Музыка удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». Так восторженно отзывался Александр Николаевич Островский, впервые услышав оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка».

Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»).

«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына

В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом».