В ожидании «Блудного сына»: балет Прокофьева

21 января 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Скажу Вам откровенно — сейчас я от этой музыки просто не могу отвязаться — разные темы, обороты, гармонии так и звенят у меня в голове. Но сперва я был как-то ошарашен… И прозрачная фактура, очень ясная полифония, совсем не громоздкие и с редкими резкостями гармонии — все как-то ново, необычно и в то же время ни на кого, кроме Вас, не похоже. Я начинаю думать, что это одно из удачнейших и своеобразнейших Ваших сочинений». Такова была высокая оценка, данная балету Сергея Прокофьева «Блудный сын» Николаем Мясковским. Уже название балета говорит нам о том особом месте, которое он занимает в творчестве композитора. Ведь и сам Сергей Сергеевич, в конце концов, возвратился после долгих скитаний на Родину. А литературным мотивом нового произведения композитора послужило «Евангелие от Луки».
В ожидании «Блудного сына»: балет Прокофьева
Герои библейской притчи о блудном сыне — это отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, представляющий образ самоправедного верующего и блудный младший сын, вернувшийся в дом отца своего со словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Отец простил раскаивавшегося сына, проявив к нему милосердие. Темой прощения было наполнено и либретто балета Сергея Прокофьева. Три картины составили содержание одноактного спектакля: Уход, Скитания, Возвращение. Премьера балета, поставленного труппой Русского балета Сергея Дягилева, прошла в мае 1929 года в Париже в Театре Сары Бернар. За дирижерским пультом стоял автор музыки. Партию Блудного сына танцевал Серж Лифарь. Ставил балет Джордж Баланчин. Отношения между режиссёром и композитором не заладились, они так и не смогли понять и простить друг друга. «Прокофьев пришел в ужас от моей постановки, он ненавидел то, что я делал с его музыкой А Дягилев, конечно, на Прокофьева наорал, что он ничего не понимает в балете. И Прокофьеву пришлось смириться, потому что командовал парадом Дягилев», — так вспоминал Баланчин. Вскоре после премьеры Сергей Дягилев ушел из жизни, что привело к распаду его балетной труппы. А в 1936 году Сергей Сергеевич Прокофьев окончательно перебрался на Родину.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.