Приезжайте к нам в колхоз! «Светлый ручей» Шостаковича

  • 20 января 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«„Светлый ручей» — мой третий по счету балет на советскую тематику. Первые два — «Золотой век» и «Болт» — в драматическом отношении я считаю крайне неудачными. Мне кажется, главная ошибка кроется в том, что авторы либретто, пытаясь показать в балетном спектакле нашу действительность, совершенно не учли балетной специфики. Это очень серьезная вещь — отражение в балете социалистической действительности. К ней нельзя подходить поверхностно… Я не могу поручиться, что и третья попытка не окажется неудачной, но даже и тогда это ни в коем случае не отвратит меня от намерения и в четвертый раз взяться за сочинение советского балета». Так писал Дмитрий Шостакович перед премьерой своего балета «Светлый ручей». Учитывая, какому разгрому была подвергнута постановка в 1936 году, не приходится удивляться, — почему композитор больше не писал балетов. А как хорошо все начиналось! Либретто балета было написано Федором Лопуховым и Адрианом Пиотровским. Красочная история о счастливой жизни в колхозе «Светлый ручей» четко следовала известной формуле «Жить стало лучше, жить стало веселей».
Приезжайте к нам в колхоз! «Светлый ручей» Шостаковича
Премьера прошла в апреле 1935 года в ленинградском Малом оперном театре. На сцене веселились колхозники и приехавшие к ним в гости артисты. Персонажей было много: затейница Зина, агроном Пётр, бригада артистов, пожилой дачник с молодящейся женой, колхозник Гаврилыч, а также Узбек, Кубанец, Горец, Гармонист, Доярка, Тракторист и другие. А в зале — все те же колхозники, перед которыми советское искусство было в большом долгу. Балет понравился и был перенесен на сцену Большого театра в том же году. А вскоре грянула гроза. В феврале 1936 года в статье «Балетная фальшь» либреттистов обвинили в наплевательском отношении к народным песням и танцам. «Музыка балета бесхарактерна. Она бренчит и ничего не выражает», — писала газета «Правда» уже о Шостаковиче. Балет был запрещён. А имя одного из либреттистов — Андриана Пиотровского — оказалось прочно забытым: его арестовали по доносу в 1937 году и расстреляли. Балет «Светлый ручей» был вновь поставлен на сцене Большого театра лишь в 2003 году.

Последние выпуски программы

.«Пламя Парижа» и танцующие французы

Книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа».

Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников

Книга «Тысяча и одна ночь», в которую входит и сказка про Али-Бабу, популярна до сих пор и у взрослых, и у детей. «Тысяча и одна ночь» была и в библиотеке флорентийского музыканта Бартоломео Керубини, который и привил интерес к восточным сказкам своему сыну, ставшему знаменитым композитором, полное имя которого — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини.

«Дядя Степа» и «Проданная невеста»

Кто из нас не знает с детства стихи Сергея Михалкова? Но мало кто вспомнит, что детский поэт пробовал свои силы и в жанре либретто… Речь идет об опере Бедржиха Сметаны «Проданная невеста». Впервые эта комическая опера в трёх действиях на либретто Карела Сабины была поставлена в 1866 году в Праге.