Слова Евтушенко, а музыка Шостаковича: «Казнь Степана Разина»

24 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Из-за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет Он, весёлый и хмельной». Этой песне вот уже более полутора веков! Она входит в репертуар многих русских оперных певцов, любил ее исполнять и Фёдор Иванович Шаляпин. Автор слов известен — это поэт Дмитрий Николаевич Садовников, а вот музыка считается народной. И это неудивительно — ибо и сам Степан Темофеевич Разин был народным героем, возглавив крупнейшее антиправительственное восстание в царствование Алексея Михайловича. Видные русские композиторы уделяли в своем творчестве внимание личности Степана Разина. И среди них — Дмитрий Дмитриевич Шостакович, создавший вокально-симфоническую поэму для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина».
Слова Евтушенко, а музыка Шостаковича: «Казнь Степана Разина»
Литературным мотивом Шостаковичу послужила поэма Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», посвященная строительству гидроэлектростанции на реке Ангара. Это та самая поэма, что знаменита своей первой строчкой «Поэт в России — больше, чем поэт». Шостаковича заинтересовала глава из поэмы, в которой ее автор обращается к образу Степана Разина: «Как во стольной Москве белокаменной вор по улице бежит с булкой маковой. Не страшит его сегодня самосуд. Не до булок… Стеньку Разина везут!». Так писал Евгений Евтушенко. Именно эпизод, рассказывающий о казни Степана Разина, и заинтересовал композитора, работавшего над вокально-симфонической поэмой летом 1964 года. А под конец этого же года состоялась и премьера сочинения в Большом зале Московской консерватории. Поэма удостоилась высокой оценки критиков, назвавших ее немного-немало «театральной симфонией», близкой к оперному жанру. Чему способствовали и оперный речитатив, и хор, и оркестровые интермедии. Отмечали музыковеды и выразительную сценичность происходившего в тот декабрьский вечер 1964 года на сцене Большого зала. Героем поэмы стал сам Степан Разин с его исповедальным монологом. В кульминацию превратился и симфонический пролог к сцене казни Разина. Премьера вокально-симфонической поэмы Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко стала незабываемым событием в музыкальной жизни 60-х годов прошлого века.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.