Осторожно: «Каменный гость»! А музыка Даргомыжского

  • 14 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Дождемся ночи здесь. Ах, наконец Достигли мы ворот Мадрита! Скоро Я полечу по улицам знакомым, Усы плащом закрыв, а брови шляпой. Как думаешь? узнать меня нельзя?». С диалога Дон Гуана и его верного слуги Лепорелло начинается одна из «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина, хорошо нам известная под названием «Каменный гость». Это пушкинское произведение, появившееся в плодотворный период болдинской осени 1830 года, послужило литературным мотивом для полного тёзки поэта — Александра Сергеевича Даргомыжского. «Забавляюсь над „Дон-Жуаном“ Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены „Каменного гостя“ так, как они есть, не изменяя ни одного слова», — сообщал композитор в 1863 году. Работа доставляла Даргомыжскому истинное удовольствие — Пушкин был его любимым писателем. И потому оперу можно расценивать как редкий пример бережного отношения к литературному первоисточнику, когда поэтическое произведение представляет собой уже готовое либретто. Пожалуй, есть лишь одно наиболее важное отличие оперы от пьесы — имя главного героя. Не Дон Гуан — на испанский манер — а привычный нашему слуху Дон Жуан.
Осторожно: «Каменный гость»! А музыка Даргомыжского
К сожалению, Даргомыжскому не суждено было завершить оперу, его больное сердце остановилось в январе 1869 года. «Каменный гость» был дописан Цезарем Кюи и оркестрован Николаем Римским-Корсаковым. А премьера состоялась в феврале 1872 года на сцене Мариинского театра… Опера по сию пору считается новаторской, предвосхитившей дальнейшее развитие русской музыкальной культуры. А в 1967 году она была экранизирована — в фильме прозвучали голоса выдающихся певцов, солистов Большого театра. В партии Дон Жуана блеснул Владимир Атлантов, роль Лепорелло озвучил Александр Ведерников. Тамара Милашкина пела Донну Анну, а Тамара Синявская — Лауру. Украсило фильм участие Артура Эйзена и Анатолия Орфёнова. Они также озвучивали персонажей оперы. Дирижировал Симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения Борис Хайкин. Опера «Каменный гость» и сегодня входит в репертуар отечественных музыкальных театров.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.