Необычный балет: «История солдата», рассказанная Стравинским
13 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
То ли балет, то ли опера. Игорь Фёдорович Стравинский и сам не сразу смог определить необычный жанр своего нового произведения. Да и название его на одной строчке не умещается — «Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая» в двух частях, для чтеца, двух артистов, мимической роли, кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса. Не всякая афиша такое выдержит. И потому зачастую приводят сокращенный вариант — «История солдата». А литературным мотивом этой истории послужили русские народные сказки, собранные в 19 веке фольклористом Александром Афанасьевым, в которых русский солдат нередко является главным героем: то он кашу из топора сварит, то царевну-несмеяну рассмешит, то страшного змея одолеет. Но в «Истории солдата» кашу из топора никто не варит.
Согласно либретто, написанному швейцарским писателем Шарлем Фердинандом Рамю, солдату выпало непростое испытание — перехитрить самого черта. Именно этому олицетворению вселенского зла солдат продает свою душу. А воплощена она в скрипке, на которой черту очень хочет научиться играть. Взамен скрипки-души солдат получает странную книгу, не понимая поначалу ее предназначение. Приходит солдат на родину, но никто в деревне его не узнаёт. Даже родная матушка. Слишком долго обучал он черта игре на скрипке. А невеста его нашла себе за это время другого жениха. Зато словно с неба сыпятся деньги — волшебная книга помогает! Только и остается, что вновь играть с чертом, теперь уже в карты. Хитростью солдат отбирает у черта скрипку, а еще излечивает от болезни королевскую дочку, на которой намерен жениться. Но надежды на счастье солдата призрачны — невеста исчезает, а черт забирает солдата с собой в ад. «Нельзя всю полноту счастья охватить. Довольствуйся тем, что у тебя есть сейчас» — так гласит заключительная фраза либретто. Столь печальный финал «Истории солдата» объясняется тем, что сочинялась она в переломное и трагическое для России время революций. А премьера состоялась в швейцарской Лозанне в сентябре 1918 года, на чужбине, где в это время вынужден был находиться Игорь Стравинский.