«Измена» Ипполитова-Иванова. Опера давно минувших дней
31 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Неисповедимы пути музыкальных произведений на театральную сцену. Особенно, если это касается опер, литературной основой к которым служат пьесы или романы современников. Актер и режиссер Александр Иванович Сумбатов-Южин проявил себя и как довольно плодовитый драматург. Его пьесы шли и на родной для него сцене Императорского Малого театра. Ныне их названия ничего не скажут нам — «Листья шелестят», «Соколы и вороны», «Цепи», «Старый закал» и другие. Популярна была и трагедия «Измена», увидевшая свет в 1897 году и послужившая литературным мотивом Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову. Вдохновлённый успехом пьесы, композитор решился создать оперу, действие которой происходит в XVI веке на территории современной Грузии, в ту пору завоеванной Персией. Главные герои оперы — вероломный Солейман-хан, предводитель арабской гвардии персидского шаха (и его наместник в Грузии). Зейнаб, главная жена хана и вдова Теймураза, последнего царя Грузии, убитого Солейманом. Зейнаб полна ненависти к завоевателям, но не таков ее сын — Эрекле, который вместо того, чтобы возглавить борьбу за свободу своего народа, предает его. В итоге Эрекле гибнет. Но и власть хана Солеймана не вечна — народ восстает и освобождает родной край от персидского владычества. Однако Зейнаб, убитая личным горем, — смертью сына, закалывается над его телом.
Либретто к опере «Измена» написал Сумбатов-Южин, которому ее историческая подоплека была близка — в жилах выдающегося артиста текла кровь княжеского рода Сумбаташвили. В свою очередь, Ипполитов-Иванов в молодости жил и работал в Тифлисе, что дало ему возможность отразить в своём творчестве местный самобытный колорит. Премьера оперы «Измена» состоялась в Москве в Театре Зимина в декабре 1910 года, после чего она была поставлена на различных сценах Российской империи. Однако, советские музыковеды не считали эту оперу удачей композитора, отмечая, что в музыке Ипполитова-Иванова «не оказалось энергии, мощи, воодушевления», а вместо народно-освободительной борьбы слишком много внимания уделено любовной лирике. Нам трудно об этом судить — ибо опера давно не исполняется.