Старинная опера Евстигнея Фомина
14 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что общего между Приоратский замком в Гатчине и оперой Евстигнея Фомина «Ямщики на подставе, или Игрище невзначай»? Быть может, эту оперу любили слушать рыцари мальтийского ордена, обитавшие в замке? Дело в другом. К созданию этих произведений искусства причастен один и тот же человек — Николай Александрович Львов, архитектор, художник, поэт, переводчик, инженер, ученый-исследователь и государственный деятель. Фигура Львова настолько масштабная и разносторонняя, что определить его главную ипостась довольно трудно. За что бы он ни брался — все у него выходило замечательно. Львов проектировал здания для Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и его окрестностей, для Торжка, Валдая, Могилёва. Его архитектурное творчество принято относить к эпохе зрелого русского классицизма. Неутомимый и наделённый многими талантами человек, Николай Александрович Львов успевал всё, в том числе и сочинять оперные либретто — «Сильф, или Мечта молодой женщины», «Милет и Милета» и «Парисов суд».
Но самая известная опера на либретто Львова — это написанная в 1787 году, то есть более двухсот тридцати лет тому назад, опера «Ямщики на подставе, или Игрище невзначай». Все обстоятельства, предшествовавшие её созданию, до сих пор не известны. Хорошо ещё, что сохранилась партитура, что уже само по себе можно расценивать как счастливый случай. Ибо многие нотные рукописи Фомина не дошли до нашего времени. Евстигней Фомин считается одним из первых профессиональных русских композиторов, чьи произведения пережили долгое забвение после его смерти. Герои оперы «Ямщики на подставе» — это старый ямщик Абрам, его сын Тимофей и жена сына Фадеевна, а также проезжий офицер, курьер и другие персонажи. А подстава — эта остановка на ямщицком тракте, на которой обычно меняют лошадей. Действие разворачивается вокруг обычной в то время житейской ситуации — ямщика Тимофея хотят забрать в рекруты. Но все заканчивается для него благополучно. Евстигней Фомин и Николай Львов создали одно из наиболее ярких в музыкально-театральном жанре эпохи екатерининского Просвещения.