«Набукко» или «Навуходоносор»?
10 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Лети, мысль, на золотых крыльях; лети, отдыхая на горах и холмах, туда, где воздух напоен теплом и нежностью, сладостным ароматом родной земли!». Так звучит первый куплет знаменитого хора из третьего акта оперы «Набукко», написанной в 1841 году Джузеппе Верди. Автором этих строк, как и всего либретто является Темистокле Солера, итальянский писатель и композитор. Сегодня имя если и вспоминают, то в связи с сотрудничеством с Джузеппе Верди, для нескольких опер которого он написал либретто. Первые слова из процитированного нами куплета — это парафраз из библейского псалма «На реках вавилонских». Дело в том, что «Набукко» имеет и еще одно название — «Навуходоносор», так звали библейского царя, старшего сына основателя Нововавилонской империи. Имя Навуходоносора II на аккадском языке произносилось как Набу-кудурри-уцур, что звучит как «Набу, храни моего перворожденного сына» или даже «Набу, защити границу». Имя Навуходоносора II весьма часто встречается в Библии — около ста раз.
Мелодия хора рабов — как и вся опера «Набукко» — это один из шедевров Джузеппе Верди, которому не исполнилось на момент ее сочинения и тридцати лет. Успех на премьере в 1842 году в миланском театре Ла Скала приятно поразил и автора, и критиков. На следующий день композитор проснулся знаменитым. Неслучайно Джузеппе Верди признавался: «Это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера». Настолько же хороша музыка великого композитора! Не зря эту оперу называли «хоральной фреской», что отражает особое значение хоровых массовых сцен. Хор рабов из «Набукко» стал неофициальным гимном Италии — его исполняли на прощании с Джузеппе Верди в 1901 году в Милане, и на открытии театра Ла Скала после Второй мировой войны в 1946 году. Звучит он по торжественным поводом и сегодня. Но пока до официального признания государственным гимном дело не дошло. Хор рабов остаётся одним из шлягеров всех времен и народов, который повторяют по настойчивому желанию зрителей даже во время исполнения оперы.