«Набукко» или «Навуходоносор»?

  • 10 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Лети, мысль, на золотых крыльях; лети, отдыхая на горах и холмах, туда, где воздух напоен теплом и нежностью, сладостным ароматом родной земли!». Так звучит первый куплет знаменитого хора из третьего акта оперы «Набукко», написанной в 1841 году Джузеппе Верди. Автором этих строк, как и всего либретто является Темистокле Солера, итальянский писатель и композитор. Сегодня имя если и вспоминают, то в связи с сотрудничеством с Джузеппе Верди, для нескольких опер которого он написал либретто. Первые слова из процитированного нами куплета — это парафраз из библейского псалма «На реках вавилонских». Дело в том, что «Набукко» имеет и еще одно название — «Навуходоносор», так звали библейского царя, старшего сына основателя Нововавилонской империи. Имя Навуходоносора II на аккадском языке произносилось как Набу-кудурри-уцур, что звучит как «Набу, храни моего перворожденного сына» или даже «Набу, защити границу». Имя Навуходоносора II весьма часто встречается в Библии — около ста раз.
«Набукко» или «Навуходоносор»?
Мелодия хора рабов — как и вся опера «Набукко» — это один из шедевров Джузеппе Верди, которому не исполнилось на момент ее сочинения и тридцати лет. Успех на премьере в 1842 году в миланском театре Ла Скала приятно поразил и автора, и критиков. На следующий день композитор проснулся знаменитым. Неслучайно Джузеппе Верди признавался: «Это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера». Настолько же хороша музыка великого композитора! Не зря эту оперу называли «хоральной фреской», что отражает особое значение хоровых массовых сцен. Хор рабов из «Набукко» стал неофициальным гимном Италии — его исполняли на прощании с Джузеппе Верди в 1901 году в Милане, и на открытии театра Ла Скала после Второй мировой войны в 1946 году. Звучит он по торжественным поводом и сегодня. Но пока до официального признания государственным гимном дело не дошло. Хор рабов остаётся одним из шлягеров всех времен и народов, который повторяют по настойчивому желанию зрителей даже во время исполнения оперы.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.