«Москва, Черёмушки» — оперетта на злобу дня
10 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В январе 1959 года в Московском театре оперетты состоялась премьера спектакля «Москва, Черёмушки». Авторами литературной основы этого музыкального произведения выступили Владимир Масс и Михаил Червинский, хорошо зарекомендовавшие себя в качестве либреттистов известных советских оперетт, таких, например, как «Трембита» Юрия Милютина и «Белая акация» Исаака Дунаевского. Однако их новая работа вышла весьма необычной, ибо музыку к оперетте написал сам Дмитрий Шостакович, творчество которого совершенно справедливо принято связывать с симфониями, операми и балетами. А здесь — так называемый лёгкий жанр, к коему часто относят оперетту. Кроме того, оперетта «Москва, Черёмушки» оказалась, что называется, на злобу дня. В это самое время началось массовое строительство жилья — так называемых хрущёвок, куда с радостью переезжали обитатели коммунальных квартир. А строились новые дома на бывших землях подмосковных деревень, таких как Черёмушки. Именно эта деревня не только дала название оперетте, но и стала символом новой и комфортной жизни. Во многих городах нашей страны появились свои новые районы, названные Черёмушками.
А вот и герои оперетты — счастливый москвич Бубенцов, его жена Маша, пенсионер Бабуров с дочерью Лидочкой (ее партию на премьере исполняла Татьяна Шмыга), а также молодые люди, комсомольцы Борис, Сергей и арматурщица Люся. Исключительно положительные герои. Но по законам жанра на сцену выходили и антигерои — влиятельный чиновник с говорящей фамилией Дребеднёв с своей «персональной женой» по имени Вава, а также жуликоватый управхоз Барабашкин. В итоге добро побеждало зло: хорошие москвичи справляли новоселье, а плохие персонажи оставались, как говорится, «с носом». Оперетта имела большой успех и в 1962 году даже была экранизирована. Что самое интересное, фильм под названием «Черёмушки» снимался в Ленинграде, родном городе Дмитрия Шостаковича. Композитор использовал в оперетте ранее написанный им мотив «Песни о встречном», а также мелодии из балетов «Болт» и «Светлый ручей».