«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»
7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?.. Когда ты за собою Какой-нибудь припомнить можешь грех,
Которого не отпустило небо, Молись скорей». Имя персонажа, произносящего эти слова, хорошо известно каждому, кто хоть раз слышал о трагедии Уильяма Шекспира «Отелло», написанной в 1603 году и поставленной затем в лондонском театре «Глобус». Венецианский мавр Отелло давно превратился в символ слепой и безрассудной ревности. Убив в порыве ярости свою неповинную супругу Дездемону, и лишь потом узнав о своей неправоте, Отелло лишает жизни и себя. История, вечная как мир, пережила нимало музыкальных интерпретаций. Известно, по крайней мере, две оперы, созданные на сюжет «Отелло», и все они написаны знаменитыми итальянскими композиторами, что неудивительно.
В 1816 году Джоаккино Россини сочинил музыку к опере в трех действиях «Отелло или венецианский мавр». Либретто написал Франческо Берио ди Сальса. Судя по именам персонажей новой оперы — Отелло, Дездемона, Родриго, Яго — литературным мотивом для нее послужила именно пьеса Шекспира. Хотя высказывались и сомнения, ибо еще до Шекспира в 1566 году увидела свет новелла итальянца Джиральди Чинтио «Венецианский мавр», сюжет которой в общем совпадал с трагедией «Отелло». Премьера оперы Россини состоялась в декабре 1816 года в королевском театре Неаполя. А в феврале 1887 года в миланском театре Ла Скала состоялась первое представление новой оперы Джузеппе Верди, написанной на либретто Арриго Бойто. В основном действие оперы, состоявшей из четырех действий, почти повторяет канву шекспировской трагедии, за отсутствием разве что первого акта, происходящего в Венецианской республике. В этот раз ни у кого сомнений не возникло. Опера Верди обрела куда большую популярность, нежели опера Россини. А в ноябре 1957 года в грузинском Театре оперы и балета имени Палиашвили представили премьеру балета «Отелло» на музыку Алексея Мачавариани. Либретто написал Вахтанг Чабукиани, он же исполнил и главную партию венецианского мавра на первом спектакле. Новый балет, как и мастерство артистов, удостоились похвал самого Дмитрия Шостаковича, отметившего и прекрасную музыку, и не менее замечательный спектакль.