Многоликий Царь Салтан
7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Давно ли вы держали в руках томик «Кентерберийских рассказов» английского поэта XIV века Джеффри Чосера? А между тем, творчество этого основоположника английской национальной литературы — предвестника Уильяма Шекспира — во многом предвосхитило эпоху английского Возрождения. Задуманные как масштабная панорама быта и нравов современной автору Англии «Кентерберийские рассказы» впервые были полностью переведены и опубликованы на русском языке лишь в середине прошлого столетия. А вот Александр Пушкин прочитал это произведение на французском языке. По одной из смелых версий, именно чтение «Кентерберийских рассказов» и навеяло поэту сюжет «Сказки о царе Салтане». И хотя не все пушкинисты с этой точкой зрения согласны, все же нельзя отрицать, что некоторые сюжетные линии у Чосера и Пушкина обладают нескрываемой аналогией.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — таково ее полное название — была написана Александром Пушкиным в 1831 году и впервые издана в 1832-м. О высокой оценке новых стихов свидетельствуют строки Николая Гнедича, обращенные к автору сказки: «Пой, как поёшь ты, родной соловей! Байрона гений, иль Гёте, Шекспира, Гений их неба, их нравов, их стран — Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира, Пой нам по-своему, русский баян!».
Неизвестно, читал ли «Кентерберийские рассказы» Николай Андреевич Римский-Корсаков, но «Сказка о царе Салтане» была самой его любимой из всех, написанных Пушкиным в этом жанре. Ее сюжет вдохновил композитора на создание одноименной оперы, работа над которой заняла около года. Либретто написал Владимир Бельский. А премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась осенью 1900 года на сцене московской частной оперы — Театра Солодовникова. Дирижировал Михаил Ипполитов-Иванов, спектакль оформил Михаил Врубель, а партию Царевны Лебедь с блеском исполнила его супруга Надежда Забела. «Ни в одной из своих опер Римский-Корсаков не был так мозаичен, нигде он не сосредоточивался в такой степени на деталях», — таковы были восторженные отзывы критиков, посмотревших «Сказу о царе Салтане». С чем трудно не согласиться.