Пушкинская «Метель» Георгия Свиридова

7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2023 году исполнилось четверть века с того дня, как перестало биться сердце выдающегося русского композитора Георгия Свиридова, творчество которого принято относить к так называемой «новой фольклорной волне» — стилевому направлению, возникшему в середине прошлого столетия. В связи со свиридовской годовщиной в нашей стране прошли концерты, на которых исполнялась музыка Георгия Васильевича. И, конечно, в программе звучало одно из самых любимых слушателями произведений композитора — «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина „Метель“». Это не балет, ни опера, а совершенно особый жанр, навеянный пушкинским творчеством. Александр Пушкин был одним из самым любимых писателей Георгия Свиридова. Повесть «Метель» была написана в хорошо нам известный и на редкость плодотворный период его жизни под названием «Болдинская осень». «Метель» из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» была закончена 20 октября 1830 года. Никто тогда и предполагать не мог, что эпидемия холеры, охватившая Россию, таким неожиданным образом отразится в творческой судьбе Пушкина, обогатившего мировую литературу своими непревзойденными по таланту произведениями.
Пушкинская «Метель» Георгия Свиридова
А в 1964 году кинорежиссёр Владимир Басов обратился к Георгию Свиридову с просьбой написать музыку к экранизации пушкинской повести. Георгий Васильевич с удовольствием принялся за работу. Фильм вышел на экраны советских кинотеатров. И талантливая музыка Свиридова стала подлинным событием — она зажила самостоятельной жизнью, оказавшись созвучной пушкинской повести, открыв в ней новые смыслы. Не прошло и десяти лет, как Свиридов создал сюиту — «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина „Метель“». Сюита состоит из девяти частей: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и заключительная «Зимняя дорога», отсылающая нас своей особой меланхолической интонацией к первой части с ее летящей по дороге тройкой лошадей и непременным звоном колокольчиков. Повесть Александра Пушкина и поныне невозможно представить без музыки Георгия Свиридова.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.