«Маскарад» Лермонтова и Хачатуряна
6 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 июня 1941 года в московском Вахтанговском театре давали премьеру — «Маскарад» Михаила Лермонтова в постановке Андрея Тутышкина со знаменитой музыкой Арама Хачатуряна. Премьера оказалась последней, которая прошла на сцене театра, ибо уже через месяц после начала Великой Отечественной войны в здание на Арбате угодила немецкая авиабомба, причинив ему серьезные разрушения. А москвичам было уже не до театра: «Вечером в Вахтанговском на „Маскараде“ пусто, в театре — 200-300 человек, только первая половина партера», — отметил в дневнике художник Евгений Лансере 27 июня 1941 года. Судьба лермонтовского «Маскарада» весьма драматична. Автор закончил пьесу в 1835 году. Но Михаил Юрьевич так и не увидел постановку на театральной сцене по причине цензурных придирок. Драму не удалось поставить при жизни Лермонтова. Лишь в 1852 году было получено официальное разрешение на постановку на сцене Александринского театра Петербурга. В московском же Малом театре некоторые сцены из «Маскарада» зрители увидели лишь в январе 1853 года. В трагическую пору вышел и легендарный спектакль Всеволода Мейерхольда — в 1917 году.
А для Арама Ильича Хачатуряна (по его признанию) драма Лермонтова стала настоящим чудом. Композитор рассказывал: «Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…
Именно вальс доставил Хачатуряну больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Композитор бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по его собственному представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами, достойной… Арам Ильич буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. Тема пришла неожиданно… Тот давний спектакль быстро сошел со сцены, а музыка к нему, навеянная великой литературой, обрела самостоятельную жизнь. Через несколько лет композитор составил сюиту из пяти номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.