Забытая опера Верстовского

  • 29 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Эпоха Верстовского — так называли те годы, когда в Большом театре царил Алексей Николаевич Верстовский. Если можно так выразиться, он был штатным композитором Большого театра, прослужив в нем тридцать пять лет — от инспектора музыки (с 1825 года) до управляющего конторой Дирекции императорских московских театров. Помимо управленческих обязанностей, Верстовский еще и успевал писать музыку. Он автор нескольких опер и десятков опер-водевилей. Был такой в прошлом необычный жанр. Неудивительно, что некоторые современники ставили Верстовского даже выше Михаила Глинки по масштабу популярности.
Забытая опера Верстовского
В мае 1828 года в Большом театре состоялась премьера оперы «Пан Твардовский», либретто к которой создал Михаил Загоскин. По содержанию опера чем-то напоминает «Фауста» Гуно. Только место действия перенесено в Польшу. Согласно народной легенде, передающейся из поколения в поколение, пан Твардовский, живший в XVI веке, так же, как и Фауст, продает свою душу дьяволу. Пережив немало приключений, Твардовский все же избегает ада. Взамен ему остается витать в воздухе между небом и землей в ожидании Страшного Суда.
Зрителям спектакль понравился. Был среди них и Михаил Лермонтов. Юный поэт увлекся и необычным сюжетом, и любопытным оформлением оперы. Лермонтова особенно захватывали сцены с участием цыган, песни и пляски этого вольного народа. И, в частности, цыганская песня «Мы живем среди полей» на слова Загоскина. Цыгане вообще пользовались популярностью в то время. В частности, попав под действие их чар, создал своих знаменитых «Цыган» и Александр Сергеевич Пушкин. И вот однажды, в 1829 году, пережив ни с чем не сравнимое чувство встречи с прекрасным, находясь под огромным впечатлением от очередного представления оперы Верстовского, Лермонтов замыслил план создания первого в его жизни либретто оперы из жизни цыган. А сюжет ему подсказали те же пушкинские «Цыганы». Сохранившийся отрывок этого либретто говорит о том, что юный автор предполагал использовать пушкинский текст как непосредственно, так и в вольном прозаическом переложении с включением понравившихся ему цитат из «Пана Твардовского». А было Михаилу Юрьевичу в ту пору всего пятнадцать лет…

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.