Забытая опера по известному роману Тургенева: «Дворянское гнездо» Ребикова
1 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был велик во всем. Будучи ростом почти под два метра, он обладал и самым большим мозгом среди литераторов — более двух килограммов, что превышает величину этого параметра у обычных людей примерно на треть. Неудивительно, что Иван Сергеевич был одним из лучших шахматистов среди писателей за всю историю русской литературы. А его произведения по праву составляют золотой фонд отечественной словесности. «Записки охотника», «Муму», «Первая любовь», «Ася», «Отцы и дети». И конечно, «Дворянское гнездо». Но вот что удивительно — творчество Тургенева не нашло достойного отражения ни в оперном, ни в балетном искусстве. Примеры музыкального воплощения его произведений можно пересчитать по пальцам.
Одним из тех композиторов, кто решился создать оперу на тургеневский сюжет стал Владимир Ребиков. Литературным мотивом для него стал роман «Дворянское гнездо», впервые опубликованный в 1859 году. А одноимённую оперу в четырёх актах Ребиков завершил в 1916 году, обозначив ее как «музыкально-психографическую драму». И это не преувеличение, ибо композитор постарался как можно более точно отразить содержание романа Тургенева, сохранив в либретто диалоги главных героев — Лизы, Лаврецкого, Паншина и других персонажей. Ребиков подчёркивал, что отдельные партии следует исполнять по-особенному — специальным «говором», а не пением. Что же касается музыки, то в опере она «является только средством вызывать в слушателях чувства и настроения». А зритель в театре должен «поверить в жизненную правду всего того, что он слышит и видит». То же относится и к музыкантам оркестра, которые должны играть так, чтобы «слушатель сам в душе своей перечувствовал все чувства, все настроения, которые по ходу драмы следуют». Так считал композитор.
Оперу долго не ставили на театральной сцене, вероятно, не все музыканты способны были удовлетворить весьма сложным требованиям автора музыки. Премьера этого необычного и интереснейшего произведения Владимира Ребикова состоялась в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в январе 1995 года! Сегодня её с большим трудом можно отыскать в репертуаре российских музыкальных театров.