Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина
30 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Мой дядя, рыцарь, жил в маленьком доме, расположенном на печальной стороне улицы Турнель, где по другую сторону тянется унылый бульвар Сент-Антуан», — так начинается новелла Теофиля Готье «Омфала». Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла весьма поучителен. Геракл (он же Геркулес) влюбился до такой степени, что отложил в сторону свою дубину, помогавшую совершать столько разных подвигов, и готов был выполнять за Омфалу всю женскую работу — ткать полотно, сидеть с прялкой, делать все, чтобы она пожелает. История любви Геракла и Омфалы не раз вдохновляла художников разных стран и эпох на создание новых полотен. Взять к примеру, картины Питера Пауля Рубенса и Франсуа Буше, которые так и называются «Геркулес и Омфала».
Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю, рассказав её от первого лица и перенеся действие в эпоху рококо. Действие новеллы происходит в некоем павильоне посреди заросшего сада. Одной из деталей, украшающей интерьер, является старинный гобелен, изображающий Геракла, сидящего у ног Омфалы. «У Геракла, — пишет Готье, — была розовая прялка, и он поднял свой маленький пальчик со всей возможной грацией, как маркиз, который берет щепотку табака, развернув свой большой и указательный пальцы». В ночной час гобелен оживает — красавица предстает перед главным героем въяве. А читатели в предвкушении бурного романа…
Неудивительно, что художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета. Он несколько изменил сюжет, назвав красавицу с гобелена Армидой. А вот и главные герои — Виконт Рене де Божанси, его слуга Баттист и хозяин заколдованного павильона Маркиз. Так и родился балет, музыку к которому написал Николай Черепнин. Заснувший в павильоне виконт влюбляется в Армиду, встретив ответное чувство и получив в подарок от красавицы в качестве символического признания ее шарф. А надо сказать, что у виконта уже была невеста, до встречи с Армидой. Однако проснувшийся наутро молодой человек начисто забывает свою суженую, думая теперь только об Армиде, которая вновь вернулась на гобелен. Не сумев побороть в себе когнитивный диссонанс, виконт теряет сознание. Премьера одноактного балета состоялась в ноябре 1907 года в Мариинском театре в постановке Михаила Фокина. Спектакль прошел блестяще, ибо Армиду танцевала Анна Павлова.