Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

  • 26 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сегодня наш рассказ о том, как не осуществился замысел создания оперы. Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. Публиковался он частями. Глава «Бэла» увидела свет одной из первых, вызвав большой интерес читателей. Особенно жалко было невинно погибшую главную героиню. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов. С этим предложением и пришел композитор в октябре 1889 года в гости к писателю на Садовую-Кудринскую. И не с пустыми руками, а со своим фотопортретом, на котором была уже сделана дарственная надпись: «А. П. Чехову от пламенного почитателя».
Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова
Антон Павлович не скрывал радости, ибо Чайковский был одним из его любимейших композиторов, особенно он ценил оперу «Евгений Онегин». Как отмечали биографы, глубокая реальность изображения, тончайший лиризм, выразительность музыкального языка — всё это было бесконечно близко и Чехову. Одухотворённость, лирика, психологический реализм Чехова в свою очередь созвучны и лирическим сценам Чайковского. Неслучайно, что Чехов украсил свои произведения фрагментами из музыки Чайковского. В частности, в пьесе «Леший» мы слышим арию Ленского за сценой. Мотивы «Евгения Онегина» присутствуют в рассказе «После театра». Звучит музыка Чайковского и в других рассказах Чехова.
В тот октябрьский вечер 1889 года Антон Павлович и Петр Ильич долго разговаривали о музыке и о литературе, обсуждая содержание будущего либретто для оперы «Бэла». Как свидетельствовал Михаил Чехов, голоса в опере уже были распределены следующим образом: Бэла — сопрано, Печорин — баритон, Максим Максимыч — тенор, Казбич — бас. «Только, знаете ли, Антон Павлович, — сказал Чайковский, — чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей».
После этой встречи Чехов писал: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книги, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне. Позвольте пребыть сердечно преданным». Горько сознавать, что Чехову и Чайковскому не суждено было поработать над оперой вместе — как много потеряла русская культура!

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.