Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова
- 26 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сегодня наш рассказ о том, как не осуществился замысел создания оперы. Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. Публиковался он частями. Глава «Бэла» увидела свет одной из первых, вызвав большой интерес читателей. Особенно жалко было невинно погибшую главную героиню. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов. С этим предложением и пришел композитор в октябре 1889 года в гости к писателю на Садовую-Кудринскую. И не с пустыми руками, а со своим фотопортретом, на котором была уже сделана дарственная надпись: «А. П. Чехову от пламенного почитателя».
![Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова](https://img.orpheus.ru/8EJYnTRHzckQt3hDKfkB-eTGG8v1AnMYEiLEZkUXXgI/resize:fit:1440:1440:0:0/bG9jYWw6Ly8vaS84NDcvNzIvMmFjNWRkMDYuanBn.jpg)
Антон Павлович не скрывал радости, ибо Чайковский был одним из его любимейших композиторов, особенно он ценил оперу «Евгений Онегин». Как отмечали биографы, глубокая реальность изображения, тончайший лиризм, выразительность музыкального языка — всё это было бесконечно близко и Чехову. Одухотворённость, лирика, психологический реализм Чехова в свою очередь созвучны и лирическим сценам Чайковского. Неслучайно, что Чехов украсил свои произведения фрагментами из музыки Чайковского. В частности, в пьесе «Леший» мы слышим арию Ленского за сценой. Мотивы «Евгения Онегина» присутствуют в рассказе «После театра». Звучит музыка Чайковского и в других рассказах Чехова.
В тот октябрьский вечер 1889 года Антон Павлович и Петр Ильич долго разговаривали о музыке и о литературе, обсуждая содержание будущего либретто для оперы «Бэла». Как свидетельствовал Михаил Чехов, голоса в опере уже были распределены следующим образом: Бэла — сопрано, Печорин — баритон, Максим Максимыч — тенор, Казбич — бас. «Только, знаете ли, Антон Павлович, — сказал Чайковский, — чтобы не было процессий с маршами. Откровенно говоря, не люблю я маршей».
После этой встречи Чехов писал: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книги, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне. Позвольте пребыть сердечно преданным». Горько сознавать, что Чехову и Чайковскому не суждено было поработать над оперой вместе — как много потеряла русская культура!