Пушкинская сказка под музыку Глинки: «Руслан и Людмила»

  • 26 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом». Где же находится это загадочное Лукоморье? Этот трудный вопрос уже не одно десятилетие мучает всех, кто еще со школьной поры наизусть выучил пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила». Александру Сергеевичу не было еще и двадцати лет, когда он начал сочинять это удивительное произведение. Сегодня нельзя без улыбки читать высказывания некоторых тогдашних критиков Пушкина, упрекавших его в неприличии. Дескать, так не пишут. Другие же обвиняли «Руслана и Людмилу» в недостаточной народности. Но большинство читателей оценило поэму по достоинству за ее легкий слог и живой язык, тонкий вкус и изящество авторского стиля. Поэма вмиг сделала Пушкина популярным.
Неоднозначно встретила публика и оперу «Руслан и Людмила», премьера которой состоялась в декабре 1842 года в Петербурге. «Опера была принята холодно», — писали очевидцы. К тому времени Михаил Глинка был широко известен в том числе и как автор оперы «Жизнь за царя». Вероятно, от новой оперы ждали нечто подобное. И ждала, прежде всего, царская семья, покинувшая театр еще до окончания спектакля. Это не могло не сказаться на реакции зрителей. «Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра», — так утверждал композитор. Однако, уже на последующих после премьеры показах справедливость была восстановлена. Опера «Руслан и Людмила» постепенно, раз от разу, приобретала все больший успех.
По стечению обстоятельств, Михаил Глинка начал работать над оперой в тот самый трагический для России год, когда ушел из жизни автор поэмы — Александр Пушкин. Двум большим художникам не удалось поработать вместе. И посему либретто писали уже другие люди — в том числе Нестор Кукольник. Пять лет спустя опера была готова. Процесс сочинения шедевра оказался впоследствии запечатлен и живописными средствами — Илья Репин написал картину «М. И. Глинка за сочинением „Руслана и Людмилы“». Полотно было приобретено Павлом Третьяковым для своей коллекции. Сегодня опера «Руслан и Людмила» по праву считается национальным эпосом в музыке. Слушая знакомые мелодии Глинки, мы неизменно вспоминаем и пушкинские строки: «Там русской дух… там Русью пахнет!».

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».