«Женитьба»
25 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1833 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над пьесой «Женихи», хорошо известной нам сегодня под названием «Женитьба». Великий русский писатель любил читать только что созданные им произведения своим московским друзьям. А читать он умел как никто другой. Как вспоминал князь Александр Урусов, «когда Гоголь читал или рассказывал, он вызывал в слушателях неудержимый смех, в буквальном смысле слова смешил их до упаду. Слушатели задыхались, корчились, ползали на четвереньках в припадке истерического хохота». Перед слушателями как живые представали герои «Женитьбы» — Подколёсин и Кочкарёв, невеста Агафья Тихоновна, сваха Фекла, а также несостоявшиеся женихи — Яичница, Анучкин и Жевакин. Премьера новой пьесы Гоголя состоялась в декабре 1842 года на сцене петербургской Александринки. Реакция зрительного зала была ожидаемой.
Хорошо, если создатель художественно-драматургического произведения имеет возможность видеть своими глазами, как воплощается его детище. Другое дело, если автора уже нет в живых. Так вышло и с оперой «Женитьба», музыку к которой задумал сочинить Модест Петрович Мусоргский. Композитор начал работу над партитурой в 1868 году, обозначив оперу как «Опыт драматической музыки в прозе». Гоголь был одним из самых любимых писателей Мусоргского, который говорил, что «„Женитьба“ — это посильное упражнение музыканта или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть изгибы человеческой речи в том её непосредственном правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем».
К сожалению, композитору не суждено было завершить оперу. Рукопись первого действия он подарил критику Владимиру Стасову. В дальнейшем над окончанием музыкальной «Женитьбы» работал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Премьера «Женитьбы» в его редакции состоялась в декабре 1908 года в Москве. Свой вклад в завершение оперы Мусоргского внес и Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Сей список композиторов и музыкантов можно продолжить. Так что существует несколько версий «Женитьбы». Впрочем, и Агафья Тихоновна имела нимало женихов. А объединяет все эти оперы, то, что Подколесин в итоге все равно выскакивает в окно.