Брызги «Бахчисарайского фонтана»: Асафьев сочиняет по-пушкински
25 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слёзы». Так писал Александр Пушкин, посвящая свои строки «Фонтану Бахчисарайского дворца», который также называют Фонтаном слез. А саму поэму «Бахчисарайский фонтан» Александр Сергеевич сочинил во время южной ссылки. Посетив Ханский дворец в Бахчисарае в сентябре 1820 года, поэт писал: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюблённого хана… Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Однако и сам Пушкин был страстно влюблен в этот период в некую прекрасную даму, что и вдохновило его на создание поэмы. Ее образ до сих пор не разгадан пушкинистами и считается «утаённой любовью» поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан» увидела свет в 1824 году и сопровождалась эпиграфом персидского стихотворца Саади, который гласил: «Многие, так же как и я, посещали сей фонтан; но иных уже нет, другие странствуют далече».
А ровно через сто десять лет в сентябре 1934 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера одноименного балета на музыку Бориса Асафьева. Поставил новый балет Ростислав Захаров, художник — Валентина Ходасевич, музыкальное руководство осуществлял Евгений Мравинский. Либретто Николая Волкова значительно отличалось от поэмы Пушкина и хронологией, и присутствием новых персонажей. Но главные герои остались те же — крымский хан Гирей, его любимая жена Зарема и томящаяся в ханском гареме пленница — польская княжна Мария, партию которой танцевала Галина Уланова. Знаменитая балерина, первая исполнительница этой партии, осталась в истории мирового балетного искусства как непревзойденная Мария. Танцевала Уланова в «Бахчисарайском фонтане» и позже, уже став солисткой Большого театра. «Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография», — рассказывала Галина Сергеевна. В 1953 году фрагмент балета с участием Галины Улановой был снят на кинопленку. В роли Заремы блеснула Майя Плисецкая.