«А король-то голый!». Опера Хренникова по мотивам Шварца

24 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1837 году в Дании увидела свет сказка «Новое платье короля». Веселая история о глупом властителе некоего государства, которого ловко провели два находчивых проходимца, стала одним из самых популярных произведений Ханса Кристиана Андерсена. Сотканная мошенниками якобы очень тонкая ткань для королевского одеяния оказалась настолько прозрачной, что король предстал перед своими подданными голышом. А из всего королевского облачения осталась лишь корона на его голове. Правда, сам король был уверен в обратном, пока его не разоблачил смелый мальчишка, крикнувший посреди оживленной улицы: «А король-то голый!». Эта фраза ушла в народ, став крылатой.
«А король-то голый!». Опера Хренникова по мотивам Шварца
Кто из нас в детстве не читал эту замечательную сказку, сюжет которой неоднократно был экранизирован? А вот пьесу на эту тему написал Евгений Шварц в 1934 году. Называлась она «Голый король». Правда, поставили ее уже после смерти драматурга, почти через четверть века. Причиной сего стали опасные и неуместные аналогии, увиденные цензорами в невинной на первый взгляд детской сказке. А самым известным «голым королем» стал Евгений Евстигнеев, сыгравший эту свою звездную роль в 1960 году на сцене недавно созданного театра «Современник». Успехом эта постановка пользовалась огромным, билетов было не достать. Хотя и в этот раз претензий к театру со стороны бюрократов было высказано немало. Вероятно, кто-то из начальства увидел в героях дерзкой пьесы самих себя. Однако, остроумный спектакль продолжал идти на сцене театра.
А на музыкальной сцене «Голый король» предстал в 1988 году под музыку Тихона Хренникова. Премьера комической оперы состоялась в Ленинграде, в Малом театре оперы и балета. Кажется далеко случайным, что сочинение видного советского композитора было представлено публике в бурную перестроечную пору. Клавир оперы начинался с пролога, в котором два актера, одетых во вполне современные костюмы, на фоне обычной кирпичной стены, т. е. без всяких декораций, исполняли под гитару «Песню о дураках». Опера получилась на редкость злободневной, встретив неоднозначную реакцию музыкальных критиков. И все же, никому в голову уже не приходило говорить об опасности «Голого короля». А заканчивался спектакль, так как и положено — крылатой фразой «А король-то голый!».

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.