Опера «Мастер и Маргарита». Булгаков и Слонимский

23 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». Ах, если бы эти слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита» были правдой! Михаил Афанасьевич Булгаков так и не дождался, чтобы кто-то предложил ему издать роман, который ждал своей публикации более четверти века. Лишь в 1966 году в журнале «Москва» была опубликована первая книга романа с предисловием Константина Симонова. Публикации предшествовала долгая борьба вдовы писателя Елены Сергеевны Булгаковой за право увидеть книгу своего покойного мужа напечатанной — именно такова была его воля. Журнал с романом Булгакова читали все, но не сразу. Ибо желающих прочитать, было больше, нежели тираж издания. Страницы романа даже переснимали на фотопленку. В библиотеках на роман записывались в очередь.
Опера «Мастер и Маргарита». Булгаков и Слонимский
Журнал попал в руки и композитору Сергею Слонимскому, который вспоминал: «Меня сразу же захватил философский и романтический характер булгаковской прозы. Привлекли не шутовство, не развлекательность, не комедия, варьете или клоунада, а философия романа, две основные его мысли. Первая: „Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви“, — это слова, которые я использовал как эпиграф второго акта, и вторая мысль: „Всякая власть есть насилие над людьми“. Слонимский задумал написать по мотивам романа Булгакова оперу, где происходит смешение времен — реальности и прошлого, без строгой хронологии. Первый акт был представлен публике в апреле 1972 года на сцене ленинградского Дома композиторов.
В зале — лучшие люди: Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский, Давид Ойстрах. За дирижерским пультом — Геннадий Рождественский. А наутро оперу запретили как идейно порочную. Запись с премьерой велели размагнитить. Рукопись с нотами Слонимский успел спрятать. Лишь семнадцать лет спустя в 1989 году опера была исполнена второй раз в своей истории. Воскрешение «Мастера и Маргариты» произошло в Большом зале Московской консерватории. А в год восьмидесятилетия Сергея Слонимского в 2012 году опера была исполнена на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге, на родине композитора. Но насколько же сходны судьбы романа и оперы с одним и тем же названием — «Мастер и Маргарита»…

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.