«Не так живи, как хочется» или «Вражья сила»?

  • 23 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Драматург Александр Островский написал так много пьес, что если на сюжет каждой из них сочинить оперу или балет, то их хватило на репертуар десятков музыкальных театров. Жаль только, что не нашлось еще столько композиторов, способных полностью освоить его богатое драматургическое наследие. Одним из первых за это непосильное дело взялся Александр Серов, решивший сочинить оперу «Вражья сила» по мотивам пьесы Островского «Не так живи, как хочется», написанной в 1854 году. Почему непосильное? Потому что Серов ушел из жизни, так и не завершив партитуру. То ли название сыграло свою зловещую роль, то ли еще что, но оперу словно кто сглазил. Судите сами: по сюжету драмы молодой купец Петр разлюбил свою жену-купчиху Дашу, положив глаз на разбитную красавицу Груню. У Островского все заканчивается хорошо: Петр кается и возвращается в семью. Однако кровожадный Серов захотел изменить концовку — в его опере неверный муж лишает жизни свою жену. Островский отказался писать либретто в таком ключе. И тогда композитор обратился к другим либреттистам.
А вскоре в 1871 году Серов скончался. Оперу завершили жена композитора Валентина Серова и композитор Николай Соловьев. Весной 1871 года в Мариинском театре состоялась премьера «Вражьей силы». Постановка произвела большое впечатление. Зрители оценили песню кузнеца Ерёмки «Широкая Масленица», которая с тех пор вошла в репертуар многих басов: «Потешу я свою хозяйку — Возьму я в руку балалайку… Широкая Масленица? Ты с чем пришла? Со веселием, да с радостью». Песню Ерёмки очень любил исполнять Федор Шаляпин.
Очередная попытка поставить оперу «Вражья сила» состоялась на той же сцене в 1879 году. Затем она вошла и в репертуар Большого театра. В 1947 году Борис Покровский представил публике новую «Вражью силу», концовка которой была опять изменена с трагической на благополучную. Последний акт оперы был переписан Борисом Асафьевым. И вновь аплодисменты сорвал кузнец Ерёмка со своей песней о Масленице — эту партию блестяще исполнил Иван Петров. В последнее время эта опера Серова (впрочем, как и пьеса Островского) редко идет на сценах российских театров.

Последние выпуски программы

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.