Достоевский и Прокофьев: всего один «Игрок», а сколько шуму!

  • 22 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«А может, лучше было бы, чтоб Достоевский был у швейцарцев? А у нас взамен чтоб была нормальная жизнь». Эти весьма спорные слова принадлежат писателю-шестидесятнику Владимиру Максимову. Но разве могла бы маленькая, пусть и уютная Швейцария стать родной для Федора Михайловича и его романов, составивших так называемое «великое пятикнижие»? В которое входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». А вот роман «Игрок» в этой плеяде почему-то отсутствует, хотя в жизни великого писателя он сыграл важнейшую роль. Если бы не оглушительный проигрыш в Висбадене, куда Достоевский приехал в 1863 году просто отдохнуть, эта книга вряд ли появилась бы. Находясь «в долгах как в шелках» Федор Михайлович приступил к созданию романа, взяв на себя обязательство написать его в кротчайшие сроки, дабы расквитаться с кредиторами. Согласно кабальным условиям издательского контракта, в случае нарушения срока, Достоевский должен был подвернуться, по его выражению, «страшной неустойке». Так бы и произошло, если бы не помощь стенографистки — Анны Сниткиной. В итоге роман вышел вовремя в 1866 году. А стенографистка стала женой Достоевского.
А вот Сергей Сергеевич Прокофьев играл не в рулетку, а в шахматы. Тем не менее роман «Игрок» был любимейшей его книгой. «Ещё лет 18-ти, читая его, я думал, — какой великолепный сюжет для оперы», — рассказывал Прокофьев. Он с жадностью зачитывался романом Достоевского. Особенно восхищала его сцена рулетки. Неудивительно, что Прокофьев сам написал либретто — да и вряд ли кто-то мог сделать это лучше его, учитывая отношение композитора к роману. Также как у Достоевского, действие оперы происходит в вымышленном городе Рулеттенбург, где и отдаются своей безумной страсти игроки из России. Все вертится вокруг рулетки. Здесь и отставной генерал, и его падчерица Полина, и влюблённый в нее Алексей, и конечно Бабуленька — меццо-сопрано.
Композитор завершил оперу незадолго до февральской революции 1917 года. Премьера могла бы состояться и в Мариинском театре, и в Большом. Но случилось это знаменательное событие в апреле 1929 года в Брюсселе. С тех пор «Игрок» Прокофьева входит в золотой фонд мирового оперного искусства.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».