Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!

21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Николай Васильевич Гоголь — один из тех великих русских писателей, чья жизнь и творчество тесно связаны с мистификацией. Руководствуясь только лишь ему понятными соображениями, он нередко выдавал желаемое за действительное, окружая себя завесой таинственности. Бывали случаи, когда на вопрос соседа по дилижансу, «Это Вы известный писатель Гоголь?», Николай Васильевич отвечал: «Нет, я не Гоголь, а Гогель». Таким образом он пытался избежать назойливых вопросов: «Над чем вы нынче работаете? Каковы ваши творческие планы? А что будет потом?». Под стать загадочному поведению писателя были и названия его произведений — «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Заколдованное место», «Мертвые души». И конечно, «Нос». Все мы с детства знаем эти прекрасные книги, написанные удивительным, сочным, прекрасным русским языком. Многие — если не все — творения Гоголя давно экранизированы и поставлены в театрах.
Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!
Но как же представить на сцене гоголевский «Нос»? И как играть главного героя? И каким голосом он должен петь, этот самый нос коллежского асессора Ковалева? Решением этой трудной задачи озаботился Дмитрий Шостакович. И это кажется неслучайным. Некоторые смелые биографы, сравнивая личности Шостаковича и Гоголя, даже находили у двух больших художников нечто родственное. В частности, «нервную чуткость» и способность к «острой иронии». Молодому композитору было едва за двадцать, когда он приступил к сочинению оперы «Нос» в 1927 году. Заслуживает внимания версия, что посоветовал Шостаковичу взяться за гоголевский «Нос» маститый коллега Борис Асафьев. Дмитрий Дмитриевич поначалу решил написать либретто сам: «Текстового материала у Гоголя было недостаточно, сцены получались короткие, но я не решался присочинить свой текст. Поэтому там, где требовались слова, которых не было в повести, я брал текст из других произведений», — рассказывал композитор. Но были и соавторы-либреттисты, в частности, Евгений Замятин. Что же касается других произведений Гоголя, из которых заимствованы реплики некоторых героев, то это «Шинель», «Записки сумасшедшего» и другие. Премьера оперы состоялась в Ленинграде в Малом оперном театре, в 1930 году. Критики встретили спектакль настороженно. Тем не менее впоследствии опера была поставлена в лучших музыкальных театрах мира. А одной из самых известных постановок стала премьера 1974 года в Камерном театре Бориса Покровского.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.