Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!

  • 21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Николай Васильевич Гоголь — один из тех великих русских писателей, чья жизнь и творчество тесно связаны с мистификацией. Руководствуясь только лишь ему понятными соображениями, он нередко выдавал желаемое за действительное, окружая себя завесой таинственности. Бывали случаи, когда на вопрос соседа по дилижансу, «Это Вы известный писатель Гоголь?», Николай Васильевич отвечал: «Нет, я не Гоголь, а Гогель». Таким образом он пытался избежать назойливых вопросов: «Над чем вы нынче работаете? Каковы ваши творческие планы? А что будет потом?». Под стать загадочному поведению писателя были и названия его произведений — «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Заколдованное место», «Мертвые души». И конечно, «Нос». Все мы с детства знаем эти прекрасные книги, написанные удивительным, сочным, прекрасным русским языком. Многие — если не все — творения Гоголя давно экранизированы и поставлены в театрах.
Но как же представить на сцене гоголевский «Нос»? И как играть главного героя? И каким голосом он должен петь, этот самый нос коллежского асессора Ковалева? Решением этой трудной задачи озаботился Дмитрий Шостакович. И это кажется неслучайным. Некоторые смелые биографы, сравнивая личности Шостаковича и Гоголя, даже находили у двух больших художников нечто родственное. В частности, «нервную чуткость» и способность к «острой иронии». Молодому композитору было едва за двадцать, когда он приступил к сочинению оперы «Нос» в 1927 году. Заслуживает внимания версия, что посоветовал Шостаковичу взяться за гоголевский «Нос» маститый коллега Борис Асафьев. Дмитрий Дмитриевич поначалу решил написать либретто сам: «Текстового материала у Гоголя было недостаточно, сцены получались короткие, но я не решался присочинить свой текст. Поэтому там, где требовались слова, которых не было в повести, я брал текст из других произведений», — рассказывал композитор. Но были и соавторы-либреттисты, в частности, Евгений Замятин. Что же касается других произведений Гоголя, из которых заимствованы реплики некоторых героев, то это «Шинель», «Записки сумасшедшего» и другие. Премьера оперы состоялась в Ленинграде в Малом оперном театре, в 1930 году. Критики встретили спектакль настороженно. Тем не менее впоследствии опера была поставлена в лучших музыкальных театрах мира. А одной из самых известных постановок стала премьера 1974 года в Камерном театре Бориса Покровского.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».