Гоголь — Шостаковичу: выше «Нос»!

  • 21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Николай Васильевич Гоголь — один из тех великих русских писателей, чья жизнь и творчество тесно связаны с мистификацией. Руководствуясь только лишь ему понятными соображениями, он нередко выдавал желаемое за действительное, окружая себя завесой таинственности. Бывали случаи, когда на вопрос соседа по дилижансу, «Это Вы известный писатель Гоголь?», Николай Васильевич отвечал: «Нет, я не Гоголь, а Гогель». Таким образом он пытался избежать назойливых вопросов: «Над чем вы нынче работаете? Каковы ваши творческие планы? А что будет потом?». Под стать загадочному поведению писателя были и названия его произведений — «Вий», «Майская ночь или утопленница», «Заколдованное место», «Мертвые души». И конечно, «Нос». Все мы с детства знаем эти прекрасные книги, написанные удивительным, сочным, прекрасным русским языком. Многие — если не все — творения Гоголя давно экранизированы и поставлены в театрах.
Но как же представить на сцене гоголевский «Нос»? И как играть главного героя? И каким голосом он должен петь, этот самый нос коллежского асессора Ковалева? Решением этой трудной задачи озаботился Дмитрий Шостакович. И это кажется неслучайным. Некоторые смелые биографы, сравнивая личности Шостаковича и Гоголя, даже находили у двух больших художников нечто родственное. В частности, «нервную чуткость» и способность к «острой иронии». Молодому композитору было едва за двадцать, когда он приступил к сочинению оперы «Нос» в 1927 году. Заслуживает внимания версия, что посоветовал Шостаковичу взяться за гоголевский «Нос» маститый коллега Борис Асафьев. Дмитрий Дмитриевич поначалу решил написать либретто сам: «Текстового материала у Гоголя было недостаточно, сцены получались короткие, но я не решался присочинить свой текст. Поэтому там, где требовались слова, которых не было в повести, я брал текст из других произведений», — рассказывал композитор. Но были и соавторы-либреттисты, в частности, Евгений Замятин. Что же касается других произведений Гоголя, из которых заимствованы реплики некоторых героев, то это «Шинель», «Записки сумасшедшего» и другие. Премьера оперы состоялась в Ленинграде в Малом оперном театре, в 1930 году. Критики встретили спектакль настороженно. Тем не менее впоследствии опера была поставлена в лучших музыкальных театрах мира. А одной из самых известных постановок стала премьера 1974 года в Камерном театре Бориса Покровского.

Последние выпуски программы

«Тарас Бульба» в оперном и балетном искусстве

В общей сложности за все то время, что прошло с момента публикации «Тараса Бульбы», написано более дюжины опер и балетов. Настолько глубокое впечатление производит эта великая книга Гоголя.

«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»

В 1816 году Джоаккино Россини сочинил музыку к опере в трех действиях «Отелло, или венецианский мавр». Либретто написал Франческо Берио ди Сальса.

Прокофьев: «Повесть о настоящем человеке»

Подвиг Алексея Маресьева вдохновил писателя Бориса Полевого на создание «Повести о настоящем человеке», опубликованной в 1946 году. В фамилии главного героя автор изменил одну букву — Мересьев, подчеркивая, что это все же художественное произведение. А в 1947 году Сергей Прокофьев приступил к написанию одноимённой оперы.