Римский-Корсаков и Лев Мей: «Царская невеста»

  • 21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 2022 году исполнилось 200 лет с того дня как в Москве появился на свет русский писатель Лев Александрович Мей. Очень жаль, что юбилей этого безусловно талантливого человека — поэта, прозаика, драматурга и переводчика — прошел незамеченным. А между тем, Мей, владевший многими иностранными языками, перевел на русский язык Шекспира, Байрона, Гёте, Шиллера, Гейне. Он же поэтическим слогом переложил и «Слово о полку Игореве». Мей прожил всего сорок лет, но его творческое наследие оказалось чрезвычайно востребованным композиторами, среди которых Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рахманинов.
И конечно Римский-Корсаков, положивший в основу своих опер стихотворные драмы Мея — «Царская невеста» и «Псковитянка». Колоритная эпоха Ивана Грозного интересовала Николая Андреевича на протяжении всей его творческой жизни. В «Царской невесте» композитор переносит нас в древнюю Александровскую слободу. По сюжету либретто вдовствующий Иван Грозный занят поисками своей очередной новой супруги, для чего устраиваются смотрины — своеобразный конкурс красоты с участием двух тысяч потенциальных невест, среди которых оказывается и Марфа, дочь новгородского купца Василия Собакина. В Марфу страстно влюблён и опричник Григорий Грязной. Однако отец Марфы видит ее женихом боярина Ивана Лыкова, недавно возвратившегося из-за границы. В тоже время любовница опричника Любаша ревнует его к Марфе. Она решается попросить у заморского лекаря Бомелия зелье, которое бы «не совсем сгубило человека, а извело бы только красоту». Бомелий берет с неё запредельную плату — Любаша готова на всё. Кстати, Елисей Бомелий — реальная личность. Авантюрист, пригревшийся при царском дворе, знаток ядов и отрав, он в итоге впал в немилость к Ивану Грозному и был поджарен живьем. Но вернемся к опере, где выведен еще один исторический персонаж, — Малюта Скуратов. А вот и сам царь, незримо присутствующий на сцене. Это роль без слов. Его появление на сцене во втором акте — это специально написанный для либретто эпизод, отсутствующий в драме Льва Мея.
История трагической любви, которая никому не приносит счастья, очень уместно и изящно рассказана на фоне сложной и противоречивой эпохи Ивана Грозного. И ходя опера Римского-Корсакова, и драма Льва Мея — это прежде всего художественные произведения, тем не менее, они обладают неоспоримой исторической достоверностью.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».