От Байрона до Адана: легендарный балет «Корсар»

  • 20 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Почтальон из Лонжюмо», «Калиостро», «Тореадор», «Если бы я был королём» — давно ли вы слышали что-нибудь об этих операх? Когда-то еще в девятнадцатом веке они не сходили со сцен европейских театров. А между тем их автор — известный и плодовитый композитор Адольф Адан, сочинявший также и балеты, два из которых украшают и по ныне афиши музыкальных театров — «Жизель» и «Корсар». О последнем сегодня и речь. Корса́рами принято называть морских разбойников, отличающихся от обычных пиратов тем, что грабят они исключительно иностранные торговые корабли. А вот своих соотечественников они трогать не должны. Такой специфический гуманизм. Точнее сказать, метод борьбы с международной конкуренцией.
Восславил пиратское ремесло Джордж Байрон, в поэме, опубликованной в 1814 году и сразу завоевавшей большую популярность. Главный герой поэмы — корсар по имени Конрад, храбрый и честолюбивый предводитель пиратов, живущих на острове. У Конрада есть возлюбленная — Медора, преданно ждущая его возвращается из очередного морского приключения. Но однажды Конрад не возвращается — он попал в плен к османскому паше Сеиду и ждет казни. Вырваться из темницы корсару помогает любимая рабыня паши Гюльнар. Она убивает Сеида и бежит вместе с Конрадом, признавшись ему в любви. Но Конрад тоскует по Медоре. Лишь добравшись до пиратского острова, Конрад узнает, что Медоры больше нет в живых. Убитый горем пират исчезает навсегда: «Он будет жить в преданиях семейств. С одной любовью, с тысячью злодейств». Так кончается поэма Байрона.
Но либретто одноименного балета Адана лишь отчасти следует за сюжетом поэмы — Корсар и Медора после всех злоключений и спасения при кораблекрушении обретают долгожданную свободу. Им суждено жить долго и счастливо. Вряд ли Байрон был бы рад такой вольной трактовке своей поэмы — балета на музыку Адана он не увидел, скончавшись в 1824 году. Спустя тридцать два года, в 1856 году в Париже состоялась премьера балета «Корсар», в трех актах и пяти картинах. А через несколько лет балет смогли увидеть и зрители Петербурга и Москвы. С тех пор балет Адана неоднократно ставился в самых разных театрах мира, пережив немало редакций. Среди которых есть и такие, что наиболее близко соответствуют поэме Байрона «Корсар».

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».