Достоевский и Прокофьев: всего один «Игрок», а сколько шуму!

  • 22 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«А может, лучше было бы, чтоб Достоевский был у швейцарцев? А у нас взамен чтоб была нормальная жизнь». Эти весьма спорные слова принадлежат писателю-шестидесятнику Владимиру Максимову. Но разве могла бы маленькая, пусть и уютная Швейцария стать родной для Федора Михайловича и его романов, составивших так называемое «великое пятикнижие»? В которое входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». А вот роман «Игрок» в этой плеяде почему-то отсутствует, хотя в жизни великого писателя он сыграл важнейшую роль. Если бы не оглушительный проигрыш в Висбадене, куда Достоевский приехал в 1863 году просто отдохнуть, эта книга вряд ли появилась бы. Находясь «в долгах как в шелках» Федор Михайлович приступил к созданию романа, взяв на себя обязательство написать его в кротчайшие сроки, дабы расквитаться с кредиторами. Согласно кабальным условиям издательского контракта, в случае нарушения срока, Достоевский должен был подвернуться, по его выражению, «страшной неустойке». Так бы и произошло, если бы не помощь стенографистки — Анны Сниткиной. В итоге роман вышел вовремя в 1866 году. А стенографистка стала женой Достоевского.
Достоевский и Прокофьев: всего один «Игрок», а сколько шуму!
А вот Сергей Сергеевич Прокофьев играл не в рулетку, а в шахматы. Тем не менее роман «Игрок» был любимейшей его книгой. «Ещё лет 18-ти, читая его, я думал, — какой великолепный сюжет для оперы», — рассказывал Прокофьев. Он с жадностью зачитывался романом Достоевского. Особенно восхищала его сцена рулетки. Неудивительно, что Прокофьев сам написал либретто — да и вряд ли кто-то мог сделать это лучше его, учитывая отношение композитора к роману. Также как у Достоевского, действие оперы происходит в вымышленном городе Рулеттенбург, где и отдаются своей безумной страсти игроки из России. Все вертится вокруг рулетки. Здесь и отставной генерал, и его падчерица Полина, и влюблённый в нее Алексей, и конечно Бабуленька — меццо-сопрано.
Композитор завершил оперу незадолго до февральской революции 1917 года. Премьера могла бы состояться и в Мариинском театре, и в Большом. Но случилось это знаменательное событие в апреле 1929 года в Брюсселе. С тех пор «Игрок» Прокофьева входит в золотой фонд мирового оперного искусства.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.