Как укротить строптивую? Опера Шебалина на сюжет Шекспира

  • 9 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1957 году в Куйбышеве (ныне Самара) состоялась премьера оперы Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой» по мотивам одноименной комедии Вильяма Шекспира, действие которой разворачивается в Падуе в легендарную эпоху Возрождения. На оперную сцену вышла главная героиня — строптивая Катарина, за сердце которой неустанно борется веронский дворянин Петруччо. Здесь и отец Катарины — богатей Баптиста, ее сестра Бианка, а также влюбленные ухажеры Люченцио и Гортензио. Дополняют общую картину слуги, гости, повара. Впрочем, хорошо, что число персонажей в опере было почти вдвое сокращено по сравнению с первоисточником. Ибо, в противном случае, «Укрощение строптивой» Шебалина можно было бы при желании растянуть на два вечера — настолько затейлив шекспировский сюжет.
Да взять хотя бы начало пьесы, когда некий лорд-охотник решает разыграть пьяного ремесленника, который наутро просыпается в чужом роскошном доме, неспособный понять, кто он теперь: простолюдин или лорд? А его уверяют, что теперь он дворянин, проспавший пятнадцать лет. И у него даже есть красавица-жена. Да, жестокий розыгрыш. Но именно этого яркого эпизода в опере Шебалина нет. Таким образом, либреттист Абрам Гозенпуд укротил комедию Шекспира, сделав из нее увлекательную любовную историю в четырёх актах.
Любопытно, что поначалу Виссарион Яковлевич планировал сочинить оперетту для Театра музыкальной комедии, сделав это довольно быстро. И когда оркестровка была готова, стало ясно, что музыка получилась замечательной (как и всё, что выходило из-под пера Шебалина), но слишком серьезной, более подходящей для оперы. Это нисколько не расстроило композитора, а лишь вдохновило его на продолжение работы в уже новом направлении. На это ушло более десяти лет. Но в итоге результат превзошел все ожидания. После премьеры в 1957 году опера «Укрощение строптивой» Шебалина вошла в репертуар многих отечественных музыкальных театров. И неслучайно она давно признана музыковедами одним из лучших образцов комической оперы двадцатого столетия XX века за свой мелодизм, симфоническое богатство и драматургическую целостность. Ставят оперу Шебалина и сегодня. Недавно «Укрощение строптивой» показали в Новосибирском театре оперы и балета. Интереснейший и яркий спектакль на музыку выдающегося советского композитора стал для многих приятным открытием.

Последние выпуски программы

Чехов и Чайковский сочиняют «Бэлу» Лермонтова

Роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» создавался автором с 1838 по 1840-й годы. А через много лет Петр Чайковский задумал написать на этот сюжет оперу. И чтобы либретто сочинил не кто иной, а сам Антон Чехов.

Как «Омфала» Теофиля Готье стала «Павильоном Армиды» Николая Черепнина

Древнегреческий миф о красавице Омфале, пленившей своей красотой силача Геракла, весьма поучителен. Теофиль Готье по-своему интерпретировал эту забавную историю. Художник Александр Бенуа страстно увлёкся новеллой Готье, решив сочинить либретто для нового балета, музыку к которому написал Николай Черепнин.

Гречанинов и его «Сестра Беатриса». А как же Метерлинк?

Драма Мориса Метерлинка «Сестра Беатриса», написана в 1900 году и поставлена Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре Комиссаржевской в 1906 году. Воодушевленный спектаклем композитор Александр Гречанинов написал оперу, а точнее мистерию «Сестра Беатриса».