«Не так живи, как хочется» или «Вражья сила»?

  • 23 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Драматург Александр Островский написал так много пьес, что если на сюжет каждой из них сочинить оперу или балет, то их хватило на репертуар десятков музыкальных театров. Жаль только, что не нашлось еще столько композиторов, способных полностью освоить его богатое драматургическое наследие. Одним из первых за это непосильное дело взялся Александр Серов, решивший сочинить оперу «Вражья сила» по мотивам пьесы Островского «Не так живи, как хочется», написанной в 1854 году. Почему непосильное? Потому что Серов ушел из жизни, так и не завершив партитуру. То ли название сыграло свою зловещую роль, то ли еще что, но оперу словно кто сглазил. Судите сами: по сюжету драмы молодой купец Петр разлюбил свою жену-купчиху Дашу, положив глаз на разбитную красавицу Груню. У Островского все заканчивается хорошо: Петр кается и возвращается в семью. Однако кровожадный Серов захотел изменить концовку — в его опере неверный муж лишает жизни свою жену. Островский отказался писать либретто в таком ключе. И тогда композитор обратился к другим либреттистам.
А вскоре в 1871 году Серов скончался. Оперу завершили жена композитора Валентина Серова и композитор Николай Соловьев. Весной 1871 года в Мариинском театре состоялась премьера «Вражьей силы». Постановка произвела большое впечатление. Зрители оценили песню кузнеца Ерёмки «Широкая Масленица», которая с тех пор вошла в репертуар многих басов: «Потешу я свою хозяйку — Возьму я в руку балалайку… Широкая Масленица? Ты с чем пришла? Со веселием, да с радостью». Песню Ерёмки очень любил исполнять Федор Шаляпин.
Очередная попытка поставить оперу «Вражья сила» состоялась на той же сцене в 1879 году. Затем она вошла и в репертуар Большого театра. В 1947 году Борис Покровский представил публике новую «Вражью силу», концовка которой была опять изменена с трагической на благополучную. Последний акт оперы был переписан Борисом Асафьевым. И вновь аплодисменты сорвал кузнец Ерёмка со своей песней о Масленице — эту партию блестяще исполнил Иван Петров. В последнее время эта опера Серова (впрочем, как и пьеса Островского) редко идет на сценах российских театров.

Последние выпуски программы

«Бориску на царство?»

Пушкин был гениальным чтецом, никто кроме него не читал так его произведения. Впрочем, окажись в числе слушателей Модест Мусоргский, он бы рассказал об этом по-другому, как композитор, увидевший в поэме «Борис Годунов» прекрасный литературный мотив для будущей оперы.

«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа

Спустя столетие со дня гибели великого русского поэта Михаила Лермонтова в Кировском театре был поставлен балет «Бела» на музыку Владимира Дешевова. Либретто написал преподаватель Ленинградского хореографического училища Борис Гловацкий.

«Капитанская дочка». Роман Пушкина и опера Кюи

«Береги платье снову, а честь смолоду». Так гласит эпиграф к роману Пушкина «Капитанская дочка», увидевший свет в 1836 году. Тремя годами ранее Александр Сергеевич совершил творческое путешествие в Поволжье и на Урал для сбора исторического материала, который помог ему реализовать свои планы по созданию нового романа.