Брызги «Бахчисарайского фонтана»: Асафьев сочиняет по-пушкински

  • 22 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Фонтан любви, фонтан живой! Принёс я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слёзы». Так писал Александр Пушкин, посвящая свои строки «Фонтану Бахчисарайского дворца», который также называют Фонтаном слез. А саму поэму «Бахчисарайский фонтан» Александр Сергеевич сочинил во время южной ссылки. Посетив Ханский дворец в Бахчисарае в сентябре 1820 года, поэт писал: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюблённого хана… Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат». Однако и сам Пушкин был страстно влюблен в этот период в некую прекрасную даму, что и вдохновило его на создание поэмы. Ее образ до сих пор не разгадан пушкинистами и считается «утаённой любовью» поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан» увидела свет в 1824 году и сопровождалась эпиграфом персидского стихотворца Саади, который гласил: «Многие, так же как и я, посещали сей фонтан; но иных уже нет, другие странствуют далече».
А ровно через сто десять лет в сентябре 1934 года в Кировском (ныне Мариинском) театре состоялась премьера одноименного балета на музыку Бориса Асафьева. Поставил новый балет Ростислав Захаров, художник — Валентина Ходасевич, музыкальное руководство осуществлял Евгений Мравинский. Либретто Николая Волкова значительно отличалось от поэмы Пушкина и хронологией, и присутствием новых персонажей. Но главные герои остались те же — крымский хан Гирей, его любимая жена Зарема и томящаяся в ханском гареме пленница — польская княжна Мария, партию которой танцевала Галина Уланова. Знаменитая балерина, первая исполнительница этой партии, осталась в истории мирового балетного искусства как непревзойденная Мария. Танцевала Уланова в «Бахчисарайском фонтане» и позже, уже став солисткой Большого театра. «Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография», — рассказывала Галина Сергеевна. В 1953 году фрагмент балета с участием Галины Улановой был снят на кинопленку. В роли Заремы блеснула Майя Плисецкая.

Последние выпуски программы

«Не так живи, как хочется» или «Вражья сила»?

Драматург Александр Островский написал так много пьес, что если на сюжет каждой из них сочинить оперу или балет, то их хватило на репертуар десятков музыкальных театров. Одним из первых за это непосильное дело взялся Александр Серов, решивший сочинить оперу «Вражья сила» по мотивам пьесы Островского «Не так живи, как хочется».

.«Левша»: опера Щедрина и балет Александрова

В 1954 году был поставлен балет «Левша» на музыку Бориса Александрова. Премьера состоялась на сцене Свердловского театра оперы и балета. Необычными были декорации — поскольку речь шла о подкованной блохе, которую можно было рассмотреть лишь при большом увеличении, центр сцены был отмечен изображением огромного микроскопа.

«Ангара»: балет Эшпая, а пьеса Арбузова

Весной 1976 года в советской прессе появились восторженные отклики на очередную премьеру в Большом театре. Речь в ней шла о новом балете, музыку к которому написал Андрей Эшпай. Назывался балет «Ангара».