«Ангара»: балет Эшпая, а пьеса Арбузова

  • 24 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Весной 1976 года в советской прессе появились восторженные отклики на очередную премьеру в Большом театре. Одна из статей под авторством Евгения Светланова называлась «Поэзия созидания» и вышла в главной газете страны — в «Правде». Речь в ней шла о новом балете, музыку к которому написал Андрей Эшпай. Назывался балет «Ангара», он был написан на современный сюжет и рассказывал о строительстве гидроэлектростанции в Сибири. В постановке «Ангары» принимали участие лучшие творческие силы Большого театра. Балетмейстер — Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижировал премьерой Альгис Жюрайтис. Главные партии на первом и последующих спектаклях танцевали Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Владимир Васильев, Борис Акимов, Михаил Лавровский. Постановка стала событием в жизни театра и удостоилась Государственной премии СССР в 1977 году, что было не таким уж и частым явлением в балетном искусстве.
«Ангара»: балет Эшпая, а пьеса Арбузова
А литературным мотивом нового балета Андрея Эшпая явилась пьеса Алексея Арбузова «Иркутская история». Когда-то эта незатейливая на первый взгляд производственная драма о большой и сильной любви была чрезвычайно популярна и шла во многих театрах страны. А впервые она была поставлена в театре имени Евгения Вахтангова в Москве в самом конце 1959 года. Автор пьесы Алексей Арбузов посвятил «Иркутскую историю» Юлии Борисовой, она же и сыграла главную роль — молодой разбитной кассирши Валентины. В нее и влюбляется машинист шагающего экскаватора Сергей. Однако у девушки уже есть ухажер — Виктор. Но любовь Сергея сильнее, в итоге Валентина выходит замуж за него. У пары рождаются дети. Семья справляет новоселье. Но счастье было недолгим — Сергей, спасая тонущих в Ангаре людей, гибнет. Валентина не может смириться с утратой. На помощь ей приходят друзья. В итоге любовь побеждает смерть. Валентина вновь обретает веру в жизнь. Спектакль пользовался огромным успехом, чему способствовала игра актеров — Юлии Борисовой, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева. Успех драмы Алексея Арбузова предвосхитил и удачу балета Андрея Эшпая. Сегодня это уже наша далекая история.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.