Стравинский и Перголези: балет «Пульчинелла»

  • 21 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В мае 1920 года в Париже, в Гранд-опера состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Пульчинелла». Хотя сам Игорь Федорович не обиделся бы, если к его фамилии была бы добавлена фамилия еще одного автора — итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези, который жил в первой трети 18 века. Стравинский творчески переосмыслил музыку Перголези, соединив воедино фрагменты из различных произведений своего итальянского коллеги. И это оказалось весьма кстати, ибо литературным мотивом балета послужила итальянская комедия масок — театрализованное представление площадной труппы на основе импровизации и с традиционными персонажами. Такие театры были популярны в ту самую пору, когда Перголези жил и писал музыку. Собственно говоря, комедия масок так и называется, потому что все актеры выходили играть свои роли в кожаных масках. Всего в комедии масок более ста персонажей.
Стравинский и Перголези: балет «Пульчинелла»
В балете Стравинского на сцену выходили довольно известные персонажи комедии масок — обаятельный и остроумный молодой человек Пульчинелла, его ревнивая подруга Пимпинелла, а также девушки, влюбленные в Пульчинеллу — Пруденца и Россетта. А еще их кавалеры — Кавиелло и Флориндо. Действие этой комедии масок разворачивалось в Неаполе. Либретто балета отвечало традиционному сценарию комедии масок с розыгрышами, весельем, любовной интригой. А финал устраивал всех. Авторами либретто балета «Пульчинелла», помимо Стравинского, выступили Сергей Дягилев, организатор «Русских сезонов» в Париже, балетмейстер Леонид Мясин, он же режиссер-постановщик спектакля, и художник Пабло Пикассо, автор сценографии балета. На премьере главную партию — Пульчинеллу — танцевал Леонид Мясин.
В целом балет получил высокую оценку критиков и зрителей: «От нового балета Стравинского я был в упоении. Затея связать культ музыки Перголези с каким-то издевательством над нею же удалась Стравинскому в высшей мере… Выверт, гримаса, но и нечто, что можно уподобить гениальной музыкальной клоунаде. В соответствии с музыкой находилась и декорация Пикассо и его костюмы, напоминавшие наряды уличных акробатов; наконец, было что-то необычайно „угаданное“ в стиле хореографии Мясина. И как все это было станцевано», — так писал Александр Бенуа.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.