«Пиковая дама». От Пушкина до Чайковского
15 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«По временам мне казалось, что я живу в 18 веке, и что дальше Моцарта ничего не было», — записал в своем дневнике Петр Ильич Чайковский в феврале 1890 года. Слова эти относятся к тому периоду в жизни композитора, когда он работал над новой оперой — «Пиковая дама», литературной основой к которой послужила одноименная повесть Александра Сергеевича Пушкина. К сочинению музыки Чайковский приступил во Флоренции, а премьера состоялась в России, в Мариинском театре в декабре 1890 года. Петр Ильич поначалу упорно отказывался воплотить «Пиковую даму» в оперном жанре, ссылаясь на отсутствие «должной сценичности» в сюжете повести. Впрочем, это был далеко не первый подобный случай в творчестве мнительного Чайковского. Наконец, уговоры дирекции Императорских театров достигли своей цели: «В один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать». Сочинение «Пиковой дамы» до такой степени захватило композитора, что и не прошло и года, как опера была готова.
Несмотря на то, что Чайковский очень любил эту повесть Пушкина, он изменил психологическую трактовку поведения некоторых персонажей, из которых особенно близок ему был Герман: «Он не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным. Пиковую даму я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!», — признавался Петр Ильич. В отличие от повести, действие оперы перенесено в екатерининский восемнадцатый век. Любопытно и то, что помимо, собственно пушкинских строк, в «Пиковой даме» можно услышать и цитирование других поэтов — Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Гаврилы Державина. Но не только поэтические вкрапления, а также и музыкальные украсили оперу. Речь идет о четвёртой картине, когда в вокальной партии Графини прослеживается мелодия романса Лоретты из оперы французского композитора Андре Гретри «Ричард Львиное сердце». Повесть Пушкина и опера Чайковского представляют собой самостоятельные произведения, но, согласитесь, что уже много лет кряду одно без другого довольно трудно представить.